Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

НАША ПЕРВАЯ СТОЛИЦА

(ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТАРОЙ ЛАДОГИ)

 

Лаврентьева Татьяна Николаевна,

ГБОУ СОШ №197 Центрального района Санкт-Петербурга,

учитель истории и обществознания

                                                                                                             

 Перед тем, как приступить к основной части работы, хотелось бы сказать несколько слов о ее актуальности. Старая Ладога, первая столица Руси,(которой, кстати, много лет отказывали в этом почетном титуле), сегодня - всего лишь село в Ленинградской Области. Почему произошло такое падение? Почему столица была перенесена в Киев, которому, несомненно, угрожала большая опасность? Почему терял свой статус Новгород, а вместе с ним и Старая Ладога? И, наконец, каково ее значение сегодня?

   История Ладоги - это летопись зарождения и становления Руси. Ладога - значит благодатная, щедрая. Ладога - "добрый мирный путь" открывала и охраняла главный  торговый путь Древней Руси "из варяг в греки". Путь "из варяг греки" в древние времена никогда не начинался и не кончался в Скандинавии. Истоки его были  Ладоге. Именно здесь собирались путешественники со всех северных и западных земель, чтобы, отдохнув, перегрузить товары с морских кораблей на ладьи для путешествия по рекам, проверить оружие, начать свое упорное движение по рекам и озерам через пороги и волоки на юг, в Киев и к Черному морю, на Каспий, в арабские земли за товарами, серебром, военной славой, богатой добычей. Русь на севере для скандинавов начиналась с Ладоги. Для них этот город был воротами великих торговых путей на юг и восток.

       Знать о прошлом своего народа так же необходимо, как уметь читать и писать, так как только человек, хорошо знающий историю своего государства, может быть назван его полноправным гражданином. Только такой человексможет принести пользу стране, а вместе с этим и себе самому.

       И еще один довод в пользу актуальности работы. Сегодня, когда после многих лет "застоя", Россия возрождается, как никогда стали нужны примеры уя им великого мужества и героизма нашего народа. История дает нам множество таких примеров. И тольком следуя им, мы вместе сможем достойно продолжить дело наших предков, вновь осознать свое единство и принадлежность к великому и древнему государству, первой столицей которого и была Старая Ладога.                                                                                                                                                                                                 

В византийских летописях VI века есть сведения о том, что славяне, вытесненные с побережья Дуная болгарами и волохами, были вынуждены переселиться на территории современных России и Польши. Однако Нестор в "Повести временных лет" сообщаетв, что апостол Андрей, проповедуя в Скифии, поставил крест на Киевских горах (в то время еще не заселенных) и предсказал этому месту будущую славу. Далее он продвигался на север и доходил даже до Ильменя, где нашел поселения славян. Из этого следует, что в долине Ильменя славяне жили уже в I веке нашей эры, то есть, гораздо раньше, чем болгары утвердились в Мизии. Однако есть вероятность того, что славяне, бывшие в подчинении у болгар, бежали из Мизии на север к соплеменникам.

    Возможно также, что еще за несколько столетий до Новой Эры славяне, жившие на берегах Балтийского моря и известные под именем венедов, продвинклись на восток и стали заселять нынешнюю территорию северо-запада России.

   Несмотря на эти и на многие другие свидетельства летописцев и историков, однозначного ответа на вопрос о происхождении славян и их проникновении на территории современной России нет. Мы можем назвать лишь приблизительные даты:  IV век - возникновение союза славянских племен, населявших территории среднего течения Днепра, VI век- начало расселения многочисленных славянских племен на территории Восточной Европы. Впоследствии образовалось множество племен, причем на современном северо-западе и западе России обитали племена кривичей (верховья Двины, Смоленская область) и Илименских славян.

Кроме этих народностей, вместе состовляющих славянский народ, на этих землях жили также и многочисленные финские и балтские племена (последних многие склонны считать родственными славянам). Это были, прежде всего, Чудь, Нарова, Ямь, Печора, Меря. Вообще, финские и финно-угорские племена населяли земли от Ледовитого океана до Волги и от Сибири до Балтийского моря. Балтийские же племена, к которым кроме уже перечисленных относились летголы и латыши, заселили прибалтийские земли.

В середине VIIIв. на Балтике и связаннных с ней водных путях происходит удивительное явление. У славян, скандинавов, балтов начинают один за другим расти и процветать города, которые станут центрами международной торговли. Это Ладога на Волхве, Ральсвик на острове Рюген, Хедебю в Ютландии, Хельге на острове Мелар в Швеции и др. Первое упоминание о поселении Старая Ладога (тогда еще просто Ладога) датируется 862 годом. Тогда именно там устроил свою "резиденцию" Рюрик, поселив в городе и своих дружинникв. Но часто первое упоминание - отнюдь не дата основания поселения. Так было и со Старой Ладогой. Во время раскопок Земляного городища в 1973-1975-х гг. отряд Староладожской археологической экспедиции под руководством Е. А. Рябинина сделал сенсационную находку. Почти на материке были обнаружены остатки кузнечно-ювелирной мастерской с уникальным набором инструментов: клещи, сверла, наковаленки, ювелирные молоточки и т.д. Около трех десятков предметов. В раскопе нашли корабельные заклепки, литые украшения, наконечники стрел. Ученые установили, что они принадлежали мастеру жившему в 750-е гг.: за 110 лет до прихда в Ладогу Рюрика! В 1997 г. доктор исторических наук Е. А. Рябинин сделал еще одно сенсационное открытие. В городище Любше (а оно находится за рекой напротив Староладожской крепости) археолог вниковымо время раскопок открыл каменную крепость. Стены ее были выложены из плитняка и очень похожи на те, которые ранее были обнаружены А. Кирпичниковым в "Рюриковом замке" при раскопках в 1974 г. Крепость, открытую Кирпичниковым, датировали IXв. и условноназвали Олеговой. Осторожный Е. Рябинин датировал "свою" крепость на Любшинском городище VIIIв. Теперь достаточно точно установлено, что поселение на Любше основано в 753 г. Шведское название поселения на месте Ладоги - Альдейгьюборг (Aldeigjuborgили ранее - Aldeigja). Древнейшие известные постройки - производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из бревен, срубленных до 753 года и построены выходцами из Северной Европы. Центром древнего города стал Ладожский мыс, где обнаружены следы наиболее старых укреплений (первые каменные щиты датируются VII- нач.IXв.в.). Древняя Староладожская крепость, ставшая "сердцем" Старой Ладоги, стоит на месте впаения реки Елена в Волхов. Во времена Новгородской Руси он являлась стратегически важным местом, потому что, эта была единственная возможная гавань, где могли остановиться морские суда, не способные плавать по порогам Волова.Итак, можно с полной уверенностью утверждать, что крепость Старая Ладога была основана никак не позже 753 года. Но с какой Целью? 

   Издавна по этим землям шли торговые пути. Путь "Из варях в греки" не был исключением. Может быть, крепость строилась для защиты караванов и для того, чтобы дать купцам отдых. Возможно также, что Старая Ладога была защитой Новгороду от варягов и балтских племен. Эта версия кажется наиболее правдоподобной. Скорее всего, крепость, основанная для защиты славянских племен от воинственных соседей, использовалась позднее и для прикрытия торговых путей. Далее перед нами встают вопросы: а кто же призвал варягов на Русь? куда пришел княжить Рюрик? И кого летописцы считали варягами - скандинавские племна или норманнов?

Итак, кого же следует считать варягами - скандинавов или норманнов, которым удалось завоевать Нормандию, Неаполь и Англию? Существует несколько гипотез видных историков, весьма убедительно доказывающих вторуюю версию.

 Остановимся на двух местах летописи, которые, в сущности, и породили "варяжский вопрос". 1) Перечисление племен, живших по берегам Балтийского моря: "По сему же морю Варяжскому седят Варязи ... и то Варязи: Свей, Урмане (норвежцы), Готе, Русь, Англяне". Все эти племена - северогерманские, и очевидно, что варяги поставлены над ними как общее родовое имя. Далее в летописи говорится о призвании варягов: "Идоша за море к варягам-руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзи зовутся Свеи, друзии же Англяне, Урмяне, друзии Готи тако и си". Итак, по словам летописца, одни из варягов называлсь русью, другие - англянами и урманами. Летописец, очевидно, думает, что русь - одно из многочисленных варяжских племен. Ученые стали искать более точные сведения и узнали, что варягов знал не только наш летописец, но и византийцы. У них под именем "Варанги" значились наемные дружины норманнов, служивших в Византии. Это слово с тем же значением встречается в скандинавских сагах. Арабские писатели также упоминали Варангов как норманнов. Н. М. Карамзин также называет варягоа норманнами: "Варяги или норманны долженствовали быть образованнее славян и финов".

   Итак, варяги - норманны. Но это еще не разрешает "Варяжского вопрпоса", так как непонятно кто же назывался именем Русь. Летописец отождествлял варягов и Русь; позже ученые стали различать их, имея свои основания. У иностранных писателей понятие Русь не смешивается с варягами. Более того, этот термин появляется ранее варягов. Древние арабские писатели не раз говорили о народе Русь, жившем на черноморском побережье, и упоминали даже город Руссию. Константин Багрянородный и Зонара помещают Русь в Причерноморье в соседстве с печенегами. В. Г. Васильевский на основании разбора житий византийских святых подтверждал присутствие там народа по имени русь в начале IXстолетия, то есть на 50 лет раньше, че варяги пришли в Новгород. Есть ряд других свидетельств, по которым Русью называли Киев и прилежащие к нему области, а народ Русь - это славяне, а никак не варяги.

    Однако если мы обратимся к Бертинским летописям, составленным  в монархии Карла Великого, то увиди, что в 829 году цареградский император Феофил отправил послов к королю Людовику Благочестивому, а вместе с ними и людей "Rhosvocaridicebant", то есть, называвших себя россами и посланных в Византию их царем Хаканом "RexillorumChacanusvocabulo". Людовик стал узнавать, кто они и откуда. Оказалось, что они принадлежат к шведскому племени "eosgentisesseSueonum". Итак, в 829 году Русь относят к шведскому племени. На первый взгляд, смущает имя их царя, которое можно перевести как Каган, что наводит мысль о хазарах. Но это же имя переводится как северогерманское и скандинавское Гакон.

    Таким образом, определяя варягов как скадинавов, мы не можем определить Руси. Если же мы считаем их норманнами, то исчезает эта путаница в Бертинской летописи и остаются два народа - норманны(варяги) и потомки славян - россы, русь, часть которых расселилиась в Причерноморье, часть - у Псковсакойкого и Ильменского озер. Такой была обстоновка на момент прихода варягов.

Варяги - норманны. Тогда на ум приходят все их завоевания - Нормандия, Англия, Неаполь и даже Андалузия.И хотя их военные походы состоялись много позже 862 года, все равно встает вопрос - каким образом при такой воинственности соседей ильменские славяне (пока мы не именуем их россами) могли оставаться свободными? Ведь, безусловно, норманны превосходили их во всех аспектах развития. Южные соседи ильменских славян кривичи были свободны до 859 года. Тогда, по свидетельству Нестора, смелые и храбрые завоеватели, именуемые варягами, пришли с Балтийского моря наложили дань на чудь, мерю, кривичей и ильменских славян. И хотя они, объединив силы, прогнали норманнов прочь, через 3 года после длительной междоусобицы призвали к себе трех братьев "от племени русского" княжить в своих землях. Непонятно как после изгнания захватчиков их вдруг снова приглашают княжитьна вожделенные норманнам земли. Одно из двух: либо варяги в 859 году не подчиняли себе ильменских славян, либо варягов не призывали на Русь, а они попросту совершили новый завоевательный поход, подчинив себе Новгород. Но против второй версии свидетельствует "Повесть временных лет": "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, идите княжить и владеть нами", "И придоша к словенем". Ввиду почти полного отсутствия свидетельств, подтверждающих завоевание норманнами ильменских славян, мы можем принять первую версию: ильменские славяне призвали трех варяжских конунгов: Рюрика, Синеуса и Трувора княжить в своих землях, и произошло это в 862 году. Синеус прибыл в Белоозеро, к народу Весь; Трувор - в Изборск, город кривичей, а Рюрик - в Старую Ладогу.

 В 862 году варяжкий конунг расположился именно В Старой Ладоге, а не в Новгороде, как считали ранее. Об этом свидетельствует прежде всего "Пвесть временных лет", а именно ее "Ипатьевский список": "И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик". Из этого следует, что коунг был приглашен вовсе не Новгородцами, а ладожниками. Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге, доказывают тесные контакты славян, финно-угорских народов и варягов (викингов) в этом районе в IX-Xвеках.

  Но через 2 года после призвания умирают Синеус и Трувор, а Рюрик становится единоличным властителем территории, проходящей от нынешней Ярославской и Нижегородской области до Западной Двины. Вполне понятно и логично его решение о переносе столицы в Новгород. Хотя Старая Ладога и упомянута в числе 10 древнейших городов Руси и являлась одним из центров торговли на пути "Из варяг в греки", Новгород был безусловным экономическим и социальным центром всей северной Руси. Итак, столица была перенесена в Новгород.

Несмотря на потерю толичного статуса, Старая Ладога оставалась важнейшим центром торговли и исскуства.Ладога была столицей союза племен, первой столицей Древней Руси. Город быстро развивался и укреплялся. Новгород всегда был Нов-городом. Скорее всего он получил свое имя благодаря Ладоге, которая в понимании славян, живущих на территории от озера Ново до озеро Ильмень, была старым городом. Археологи подтверждают, что Ногород намного моложе Ладоги. В те былинные времена Ладога была известна на Западе и Востоке. В 879 г. первый правитель Руси князь Рюрик умер. В 882 г. военный вождь северных народов, правая рука Рюрика Олег вместе с малолетним сыном князя Игоря совершает поход на Киев, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей.

     Основу его дружины состовляли варяги и ладожане. Без боя сдался Смоленск, с мечом был взят Любеч, военной хитростью был взят Киев. Ладога н протежении длительного времени была личным пладением киевских князей, а у Олега Вещего и "любимым местом отдыха".

     В 922 г. Олег Вещий погиб и по Новгородской летописи был погребен в Ладоге. На берегу Волхова, откуда открывается прекрасный вид на крепостные сооружения, высится княжеский курган - Олегова могила. Она словно оберегает город и сопровождает его во времени.

    Олег, как известно, совершил немало завоевательных походов.Был он и в христианской Византии. Многие Русы возвращались из дальних военных странствий христианами. В ладоге образовалась первая христианская община, в которую входили скандинавы, состоящие на службе у русских князей. Первоначально последователи Христа по традиции молились богу в пещерах, а зтем построили деревянную церковь. Скорее всего, она стояла в северном конце Ладоги на месте современного храма Иоанна Предчети или рядом. Не случайно именно здесь, на Малышевой горе, спустя полтора века был основан Никольский монастырь - один из первых на Руси.

    В 997 году крепость была разрушена ярлом Эриком Хконссоном, будущим норвежским королем, но затем восстоновлена. Это значит, что ладожане (по некоторым сведениям, не без помощи новгородцев) смогли отвоевать город, и предвидя будущие опасности, укрепляли крепостные стены.

     Однако в шведских летописях (сагах) есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олфа Шетконуга, Ингегерда выходила замуж за новгородского княза Ярослава Мудрого в 1919 году, в приданное принцесса Ингегерда принесла город Альдейгаборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Игегерды), а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Регнвальд Ульвсон - ярл Вестерготланда (родственник Ингегерады по материнской линии). У него было два сына - Ульв (Улеб) и Эйлив. По скандинавским источникам, Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб упомянут в лтописи под 1032 годом как воевода новгородцев. Значит, город еще  как минимум один раз переходил в руки шведов. Естественно, русские не оставляли попыток вернуть контроль над крепостью и прилежащими территориями.

В последней четверти XIвека правление в городе переходит в руки новгородских властей. Несмотря на это, Ладога Ладога продолжает оставаться крупнейшим торговым, ремесленным и культурным центром новгородских земель. Крепостные сооружения  в этот период укрепляются и расширяются. В социально-экономическом отношении Ладога представляла собой город-порт, который служил местом контакта различных этнических групп и культур: славян, скандинавов (в том числе и финнов) и норманнов. Здесь собирались купеческие караваны, бойко шла торговля мехами, ювелирными изделиями, оружием. Ладожане удивительно быстро научились делать то, что пользовалось спросом в близких и дальних землях.

 Административно Ладога принадлежала Новгороду, вокруг которого лежали громадные территории, называемые "Землей святой Софии". Эта земля делилась на пятины и области. К северо-востоку от Новгорода лежала Обонежская пятина; между Волховом и Лугой - Водиская (Водская); между мстой и Ловатью - Деревская; по берегам Шелони - Шелонская; на юго-востоке - Бежецкая. В пятинах находились так называемые пригороды. Ладога входила в число пригородов Новгорода, наряду с Изборском, Псковском, Старой Руссой и Великими Луками.

В XIIвв. Ладога становиться одним из новгородских пригородов, ключевым звеном в системе укреплений, защищавших Новгород от внешних врагов. В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость, стены которой имели высоту около восьми метров, а в толщино - около двух. ( "В лъто 6624 Павелъ, посадникъ ладожски, заложи Ладогу город каменъ" ). В 1164 крепость успшно выдержала осаду шведских войск ( "князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках" ). Призвав на помощь новгородцев, ладожане отогнали врага и в устье реки Воронеги полностью разгромили его ( "Шведы...хотели завоевать Ладогу и пришли на судах к устью Волхова. Жители сами выжгли дома свои, ждали князя Святослава, оборонялись мужественно. В пятый день приспел Святослав с новгородским посадником Захарией, напал на шведов и взял множество пленников...из 55 судов спаслось 12" ). По преданию, в память об этой победе под защитой крепостных стен был поставлен храм, посвященный святому Георгию Победоносцу.

  Несмотря на междорусобные войны между Андреем Боголюбским и Святославом, в XIIвеке Ладога продолжает оставаться крупнейшим торговым, ремесленным и культурным центром новгородских земель. Вокруг крепости, центра средневекового города, в XIIвеке сформировался посад, разделенный на районы-концы. На северной границе города возвышалась Успенская церковь, на южной - Никольская. Рядом с крепостью стоял главный собор Ладоги, церковь св. Климента. Сам факт того, что в XIIвеке в Ладоге стояло шесть каменных храмов, к тому же расписанных фресками, свидетельствует о необычайном богатстве и важности города. Стилистическая близость росписей Георгиевского и Никольского храмов позволяет говорить о вероятном участии в их украшении одних и тех же мастеров, а может быть, и одной художественной артели. Во всех стенописях Ладоги есть черты, которые указывают на работу русских художников и их теснейшие сотрудничество с греческими мастерами. До наших дней в интерьере Георгиевского храма сохранилась древняя роспись с всемирно известной фреской житийный сюжет "Чудо Георгия о змие".

   Административное положение Ладоги в XII-XIVвеках оставалось почти неизменным за исключением того, что в результате войн за престол Всеволод IIIГеоргиевич присоединил новгородские земли к владениям дома Мономаха и сам стал ими управлять.

 В 1945 г. с началом эпохи широкого применения огнестрельного оружия закладывается новая крепость с пятью сторожевыми башнями. Мощные стены имели толщину от трех до семи метров. В крепость вел единственный вход через четырехугольную Воротную башню. Вскоре начали возводить существующие поныне стены и примыкавший к ним "Земляной город" - один из первых в России образцовдерево-земляных укреплений. Вплоть до XVIIвека Ладога защищала всю северо-западную Русь от нашествий врага. Продолжался также рост ладожского посада: были построены храмы святого Петра, Симеона, Василия Кесарийского и Рождества Ионна Предтечи. В это время начинается третий большой строительный этап в Ладоге. По писцовой книге 1500 года Ладожский посад насчитывал 116 дворов и имел несколько улиц.

    Но даже стены не спасли город от государственных опричников - после разгрома Новгорода Иван Грозный двинулся "усмирять" и дрвнюю Ладогу. Однако город сумел быстро восстановиться после почти полного опустошения, о чем свидетельствует Ливонская война. В 1581 - 1582 гг.ведские войска осадили крепость, но вынуждены были покинут расположение из-за ожесточенного сопротивления горожан.

    Итоги Ливонской войны показали все недостатки в руссой оборонительной системе. Были сделаны выводы, и в 1584 - 1582 гг. московский воевода Василий Головин пристраивает к каменной крепости Земляной город с тремя бастионами, которые существуют и поныне. Ладога остается мощным аванпостом России на северо-западе. После завершения Русско-шведской войны (1590 - 1595), по Тязинскому миру Ладогу вновь признана принадлежащей России.

 Еще не уcпев оправиться от последствий опричных бесчинств, Ладога оказалась втянута в интриги и распри Смутного времени. Для поселения настали не лучшие времена - в 1609 году по призыву царя Василия Шуйскго шведские отряды, совместно с русскими, освободили северо-запад от войск Лжедмитрия IIи с победой вошли в Москву. За это Швеция получила город Корелу с уездом, в который входила Ладога. Шведские войска под командаванием генерала де Ла Гарди трижды захватывали город, и, в итоге, с 1610 по 1617 гг. крепость находилась в их власти.

   В июне 1611 г. в Новгородской земли установились совместное новгородско-шведское правление. Порядок обеспечивался шведскими военными гарнизонами, которые размещались приграничных крепостях - в том числе в Ладоге.

    В начале 1617 г. Московское государство, которым правил тогда царь Михаил Федорович Романов, и Швеция подписали мир в деревне Столбово, располженной на полпути между занятым москвичами Тихвиным и Ладогой. По нему Ладога и Новгород возврвщались под власть Москвы, но граница со Швецией проходила теперь совсем недалеко от города, по реке Лаве, где возникла застава. На 85 лет город стал приграничной крепостью, где размещался небольшой гарнизон.

   Уходя за Лаву, шведы разрушили в Ладоге несколько церквей, а монастыри разорили. Однако город восстанавливался. В память о героизме жителей крепости и победах русского оружия, в XVIIвеке внутри каменной крепости построен второй деревянный храм, который посвящен святому воину Дмитрию Солунскому.

  С возвращением Новгородской области и Ладоги, Россия обрела хорошо защищенные северо-западные границы. Это "развязывало руки" Михаилу Федоровичу в отошении Польши, что, в конце концов, привело к признанию Михаила Федоровича русским царем. Итак было и будет еще не раз. Ладога, когда она входила в состав русского государства, была надежной защитой всему северо-западу. Она позволяля государям направить все силы на других врагов, а их у России было немало.

 Прежде чем говорить о роли Ладоги в Северной войне 1700 - 1721 гг., нужно разобраться в ее причинах и составить для себя ее краткую хронологию.

 Заграничное путешествие Петра Iи неудачные исходы Азовских походов показали ему невозможность войны против турок в одиночку, как и невозможность создания коалиции против Османской империи. Возможно, ему показалось соблазнительным предложение Августа Саксонского и Польского о союзе против Швеции, однако он воспринимал его не слишком серьезно, так как он не вполне надеялся на мир с турками, а без него другиевойны были почти невозможны. Но он хлопочет о мире Османской империей, чтобы не быть покинутым немцами-союзниками. В конце 1698 думный дьяк Возницын заключил перемирие с Турцией, в 1699 - 1700 думный дьяк Украинцев ьбыл отправлен в Константинополь для заключения мира.

   В это время в Москву прибывают послы Августа Саксонского и Польского, чтобы окончательно выработать условия создания коалиции против Швеции. Международная обтановка складывалась таким образом, что соединение со Швецией страны предпочли бы усиление России дальнейшему усилению Швеции. Осенью 1699 в Преображенском шла подготовка союза. Сразу после его заключения Петр начинает активную разведывательную деятельность в районе Нарвы.

    Итак, основных причины две - выход к морю и демонстрация силы не только давней сопернице Швеции, но  всей Европе. Петр, конечно, знал, что эта война не окажется "блицкригом", но Россия была готова к затяжным военным действиям.

      Войска Дании и Августа Саксонского и Польского были быстро разбиты молодм шведским королем Карлом XII, а вскоре был заключен Травендальский мир 19 августа 1700 года Петр объявляет войну.

      Во время Северной войны Ладога стала "прифронтовой базой" русских войск. Здесь перед компанией 1702 - 1703 годов сосредоточились основные силы регулярной русской армии - 14 полков под командованием Б. П. Шереметева. Именно отсюда началось наступление на Шлиссельбург. Вскоре шведы сдали крепость. В 1703 был основан Петербург, прикрывавший все устье Невы. Древние стены Ладоги послужили образцом для Петропавловской крепости. В 1704 г. имперетор основал Новую Ладогу. Нашу крепость переименовали в Старую Ладогу по указу Петра. Шведская граница отодвинулась далеко на север, и Ладога потеряла всякое военное значение Административный центр перенесен в Новую Ладогу. В 1717г. из Старой Ладоги был выведен военный гарнизон. Оставшееся население занималось сельским хозяйством, рыбной ловлей и обслуживанием навигации по Волхов. В 1718 - 1725 гг. в Успенском женском монастыре находилась "в заточенье" опальная жена Петра IЕвдокия Федоровна Лопухина. Больше XVIIIвек ничего не добавил к славе угасавшего города.

Для Старой Ладоги настала спокойная жизнь. О былой воинской славе пришлось забыть. Зато многие детали искусства нашли здесь «приют». В гости к местному коллекционеру, герою войны 1812 года Алексею Томилову (1779 – 1848 гг.) приезжали Кипренский, Айвазовский, Рерих, Кустодиев, которые создали множество картин  с видами этих мест. В своей усадьбе «Успенское» в центре Старой Ладоги он собрал богатейшую коллекцию – около 6 тыс. произведений русских и иностранных художников. Сегодня эта коллекция находится в Государственном Русском музее в Санкт – Петербурге.

В 1861 – 1873 гг. – архитектором А. М. Горностаевым построена церковь св. Иоанна Златоуса.

В 1880-е годы  начались планомерные археологические раскопки на территории Старой Ладоги. Первую экспедицию возглавил Н. Е. Бранденбург и впервые произвел тщательные обмеры и фиксацию каменных стен и башен ладожской крепости, исследовал остатки древнерусских храмов Ладоги и осуществил раскопки двух из них. В 1896 увидел свет капитальный труд Николая Бранденбурга «Старая Ладога». В 1911 г. были развернуты раскопки на территории Земляного городища Старой Ладоги. С 1938 по 1959 г. экспедиция под руководством профессора В. И. Равдоникаса продолжала исследования продолжила исследования Ладоги.  В 1972 г. экспедиции А. Н. Кирпичникова возобновила изучении изучение памятников Старой Ладоги.  Работы продолжаются и сегодня. Находки хранятся в фондах Государственного музея Эрмитаж.

Хотя идея создания музея крепости возникла еще в начале XXвека, впервые музейные экпозиции открылись в Ладожской крепости 15 июля 1971 года. В 1984 годупо распоряжению Совета Министров РСФСР на базе Староладожского краеведческого музея и памятников истоии и культуры села Старая Ладога создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедик государственного значения.

Сегодня на 160 гектарах сохранилось более 150 памятников истории и архитектуры VII– XIX вв., а богатейшие коллекции археологического, историко-бытового фонда, картинной галереи, фонда фресок содержат тысячи экспонатов. В настоящее время крепости VIIIи Ixвеков законсервированы, однако реставрация ранних крепостей возможна. Полностью восстановлены на древней основе Воротная и Климентовская башни с пряслом между ними. Началось восстановление Стрелочной башни XV– XVIвеков. В ближайшие годы планируется полностью восстановить северо-западный фасад крепости. На Земляном городище XVIIвека ведутся археологические раскопки. После их завершения внутри крепости – памятника XVIвека будут воссозданы постройки древней Ладоги VIII-Xвеков (жилие и гостевые дома, ремесленные мастерские и т.д.). с момента своего основания Староладожский музейстал местом  хранения материалов, которая находила Староладожская археологическая экспедиция. Основу археологической коллекции музея составляют предметы, происходящие из культурных напластований и погребальных памятников Старой Ладоги разных эпох. К их числу относят вещи, сделанные из самых разнообразных материалов – железа, бронзы, свинца, стекла.
Особенно важной и ценной следует признать группу находок, обнаруженных археологами в так называемом «мокром» культурном слое. Это предметы из органических материалов-дерева, кожи, рога, кости, ткани и т. д. Существенным дополнением к средневековой коллекции стали многочисленные случайные находки, сделанные в Старой Ладоге и ее ранней эпохе – каменному веку и к эпохе раннего металла. Они были переданы музею в составе «коллекции Иностранцева», собранной в 19 веке в Южном Приладожье профессором Петербургского университета А.А.Иностранцевым . В настоящее время в фонде археологии Староладожского Музея хранятся как случайные находки, так и материалы археологических экспедиций практически со всей территории Ленинградской области.

В 2003 году Старая Ладога торжественно отметила свой 1250-летний юбилей.

История Старой Ладоги началась как история одного из древнейших городов, первой столицы Руси и главного форпоста Новгорода на шведской границе. Наконец, это было последнее, состоящее на судоходной  транспортной артерии. Почему произошло падение?

История любой страны закладывается из истории ее областей, провинций и округов. Зачастую регионы, имевшие в прошлом больше военное или социально-экономическое значение, в процессе формирования и роста государства оказываются в стороне от больших событий. Как только Старая Ладога перестала быть пограничной крепостью , как только Россия получила башни «мокром» культурном слое. Это предметы из органических материалов – дерева, кожи, рога, кости, ткани и т.д. Существенным дополнением к средневековой коллекции стали многочисленные случайные находки, сделанные в Старой Ладоге и ее округе. В фондеархеологии хранится также несколько вещей, относящихся к более ранней эпохе – к каменному веку и к эпохе металла. Они были переданы музею  в составе «коллекции Инстранцева», собранной в XIXв. в Южном Приладожье профессором Петербургского университета А. А. Иностранцевым.  В сильную армию, последнее стало терять свое значение. Основание новой Ладоги сыграло в этом не последнюю роль. Сейчас это просто село в Ленинградской области. Но наша общая задача вновь сделать Ладогу великой. Сколько еще в крепости неисследованных фресок на станах древних церквей, построенных в память о белых победах. Наша задача знать новую историю, а история Ладоги – это летопись зарождения и становления Руси. Ладога – значит благодатная, щедрая. Ладога – «добрый мирный путь» открывала и охраняла главный торговых путь Древней Руси «из варяг в греки». Путь из Скандинавии. Истоки его были в Ладоге. Именно здесь собирались путешественники со всех северных и западных земель, чтобы, отдохнув, перегрузить товары с морских кораблей на ладьи для путешествиям по рекам, проверить оружее, начать свое упорное движение по рекам и озерам через пороги и волоки на юг, в Киев и к Черному морю, на Каспий, в арабские земли за товарами, серебром, военной славой, богатой добычей. Русь на севере для скандинавов начиналась с Ладоги. Для них этот город был воротами великих торговых путей на юг и восток. Для нас этот город должен стать воротами к истории своих предков.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.  С Ф.Платонов «Лекции по русской  истории» СПб., «Золотой век», 2004 г.
2.  Н.М. Карамзин «История государства Российского» М., «Книга», 1988г.
3.  М.Н. Зуев «История России», М., «Дрофа», 2002г.
 4. Ф.С. Орлов, В. А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина «История России»
     М., «Проспект», 1999г.
5.  М.Н. Зуев «Отечественная история», т.1, М., «Оникс», 2003г.
6.   Анри Труайя «Иван Грозный», М., «Эксмо», 1998г.

Joomla SEF URLs by Artio