Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Яковлева Наталия Николаевна
 
Форма проведения— устный журнал, состоящий из 6 страниц.
Участники— гимназисты 8 «Б» и 10 «А» классов. Школьники заранее делятся на группы смешанного состава, каждая группа готовит свою страницу.
Приглашенные— родственники учащихся класса — жители блокадного Ленинграда и участники Великой Отечественной войны.
 Цель классного часа «Был город-фронт, была блокада» - формирование классного коллектива как эффективной среды для развития личности гимназиста.
Задачи классного часа:
1. Формирование знаний по вопросам истории и культуре Ленинграда в годы блокады и Великой Отечественной войны. 
2. Формирование гражданско-патриотической позиции, чувства сопричастности к историческому наследию Отечества.
3. Формирование умения сотрудничать, работать в группе смешанного возрастного состава.
4. Создание условий становления и проявления индивидуальности учащегося, его творческих способностей.
5. Формирование эмоционально- ценностных ориентаций.
Функции классного часа «Был город-фронт, была блокада»
1. Развивающая – расширение историко-культурологического пространства.
2. Эмоционально-ценностная – формирование гражданско-патриотической позиции; становление социально ориентированной  иерархии материальных и духовных ценностей;
3. Воспитательная —   формирование привычки обдумывать и оценивать свою деятельность, осуществлять рефлексию своего поведения,   групповой диалог.
 
Организация и проведение классного часа
Подготовительный этап 
·        Определение темы классного часа, формулировка его целей с учетом задач воспитательной работы гимназии и классных коллективов 8 и 10 классов.
·        Организация деления учащихся на смешанные группы (по количеству страниц в устном журнале), постановка задачи перед каждой группой, составление плана деятельности каждой группы.
·        Составление общего плана подготовки проведения классного часа.
 
Рекомендуемая литература (для школьников)
1.     Санкт-Петербург.  XX век. Что? Где? Когда?- СПб.:  «Паритет», 2001.
2.     Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник: Учебное пособие. - Спб.: «Паритет», 2004.
3.     Пукинский Б. Тысяча вопросов, тысяча ответов о Ленинграде. Любое издание.
4.     Буров Г. Блокада день за днем. Любое издание.
Наглядные пособия (карты  Google демонстрируются на интерактивной лектронной доске)
1) карта Google  «Ленинград в годы блокады»; по клику открываются
·        линия обороны в районах города
·        Дорога Жизни
·        регионы СССР, откуда поступала помощь блокадному Ленинграду
2) карта Google «Памятники Великой Отечественной войны в Ленинграде»; по клику открываются
·       Памятник героическим защитникам Ленинграда на пл. Победы
·       Центральный памятник Пискаревского мемориального кладбища
·       Зеленый пояс славы
·       Московский парк Победы
·       Приморский парк Победы
·       памятники-доты (в начале Киевского шоссе, пр. Стачек, Ленинский пр, 136; Витебский пр., 47, 53; пр. Космонавтов, 48)
 
Музыкальное сопровождение
1.     И. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта» (фрагмент, резкий обрыв)
2.     Сообщение Ю. Левитана о нападении Германии
3.     А. Александров «Вставай, страна огромная» (фрагмент)
4.     Д. Шостакович. Седьмая симфония, часть 1, тема «Нашествие»
5.     А. Пахмутова, Н. Добронравов. «Поклонимся великим тем годам».
 
Оборудование:
1.     электронная доска для работы с картой Google
2.     DVD-проигрыватель
3.     волчок для игры «Что? Где? Когда?»
 
Этап реализации
Страница «Вступительная»
И. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта» (фрагмент, резкий обрыв)Сообщение Ю. Левитана о нападении Германии
Ведущий 1.
Такою всё дышало тишиной
Что вся земля спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего, каких то пять минут осталось».
 
Ведущий 2.
22 июня, воскресенье.
         Ещё не закончилась короткая, самая светлая из белых ночей, по набережной гуляли вчерашние десятиклассники, когда над городом возник гул самолётных моторов. Они ещё не знали, что появившиеся так рано над Ленинградом  истребители взлетели по тревоге. А Ленинград безмятежно спал. В ещё не проснувшийся город стали поступать тревожные вести. В3 часа 20 минут фашистские торпедные катера атаковали в балтийском море и потопили транспорт Латвийского  пароходства «Гайсма». В 3 часа 30 минут  фашистские самолёты обстреляли пароход «Луга», а в 3 часа 45 минут сбросили магнитные мины на Кронштадском рейде.
 
Ведущий 1.
         В это утро были приведены в полную боевую готовность  Краснознамённый Балтийский флот, Ленинградский военный округ и вся система противовоздушной обороны. Когда по радио было передано заявление советского правительства, и  стало известно, что началась война, жизнь города как бы вошла в новое русло. В 13 часов 25 минут было введено угрожаемое положение. Указ предписывал военнообязанным явиться на призывные пункты 23 июня. Но уже 22 июня у военкоматов начали выстраиваться очереди добровольцев.
По ленинградскому радио выступил известный артист Николай  Черкасов- исполнитель роли Александра Невского в одноименном фильме. Но выступил не как артист, а как гражданин. Он сказал:
 
Ведущий 2.
         Бесславные потомки немецких рыцарей забыли урок, который  был преподан им русскими на льду Чудского озера. Да, кто к  нам с мечом и придёт, от меча и погибнет. На том стояла, и будет стоять земля русская,
земля Советская.
8 сентября, понедельник.
Гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался в кольце блокады. К  этому времени в нём находилось  2миллиона  544 тысячи жителей...
 
Страница  «Героическая».   Подготовленные заранеевыступления о героях Великой Отечественной войны и блокады, чьи имена увековечены в названиях улиц нашего города «Их помнит мир спасённый».
А. Александров «Вставай, страна огромная» (музыкальный фрагмент)
-Николай Фёдорович Ватутин (улица Ватутина)
-Николай Францевич Гастелло (улица Гастелло)
-Леонид Александрович Говоров (улица  маршала Говорова)
-Георгий Константинович Жуков (проспект  маршала Жукова)
-Матвей Васильевич Захаров (улица маршала Захарова)
-Андрей Григорьевич Корзун (улица солдата Корзуна)
 
Страница  «Литературная».  Стихи, посвященные блокаде «А музы не молчали».
Стихи звучат на фоне Седьмой симфонии Д. Шостаковича, тема «Нашествие».
1.     В. Инбер «На Ленинград, обхватом с трех сторон»
2.     О. Берггольц «Над Ленинградом смертная угроза»
3.     А. Молчанов «Метроном»
4.     Б. Лихарев «Взрывы»
5.     Е. Рывина «Дети, плача, хлеба просили»
6.     А. Молчанов «Пятнадцатого апреля в блокаде пошел трамвай»
7.     Н. Дудин «Взрывы»
8.     Р. Рождественский «Такого дня не видел Ленинград»
 
Страница «Эрудит». Викторина «Что? Где? Когда?»(вопрос выбирается с помощью волчка).
1) Когда и где в Ленинграде впервые исполнялась Седьмая симфония  Шостаковича? Кто дирижировал  оркестром?
2) Какой из ныне существующих ленинградских  театров  был создан в осаждённом городе? Какой театр работал ещё?
3) Какие поэмы были созданы в блокадном Ленинграде?
4) Какого поэта Н. Тихонов назвал «поэтическим видением осаждённого города», носительницей веры и добра»?
 5) Какие ленинградские литературно- художественные журналы не прекращали своей деятельности все военные годы?
6) Какие жанры преобладали в прозе блокадного Ленинграда?
7) Какую роль сыграло радио в блокадном Ленинграде?
8) В Петербурге находится единственный в мире… репрессированный музей. Что это за музей? Какова его судьба?
9) С какими трудностями пришлось столкнуться работникам Ленинградского радио в годы блокады? Используйте в ответе «Воспоминания» О. Берггольц.
10) Какую роль играла сатира в литературе блокадных лет? Используйте выпуски «Боевого карандаша».
 
Страница «Историческая». 
Блиц - вопросы по истории  блокады «900 дней мужества».
1) Почему Ленинград называют городом- героем?
2) Для чего была создана  «Дорога жизни?»
3) Как прятали от врага важнейшие городские объекты?
4) В одном из военных очерков о блокадном Ленинграде писатель Николай Тихонов заметил, что весну 1942 года в городе делали не ласточки, а трамваи. Как это понимать?
5) Какие  уличные часы действовали в годы блокады и сообщали точное время?
6) Когда и где состоялся первый в осаждённом городе матч по футболу?
7) Когда было прорвано кольцо блокады Ленинграда?
8) На каком мемориальном памятнике города высечены слова «Никто не забыт, и ничто не забыто».
9) Где находятся памятники-доты (долговременные огневые точки)?
10) Что представляет собой Зеленый пояс Славы? Почему он так назван?
 
Страница «Живые легенды». Встреча с жителями блокадного Ленинграда.
Опыт интервью.
Музыкальный фрагмент. А. Пахмутова, Н. Добронравов. «Поклонимся великим тем годам».
 
Рефлексия
Ожидаемые результаты:
·        создание системы гражданско-патриотического воспитания;
·     вовлечение в систему  гражданско-патриотического воспитания представителей школьников разных возрастных групп, их родителей, близких родственников;
·     сформированность образа гимназиста  - социально-значимой личности, занимающего активную гражданскую позицию, способного к правильному нравственному  и гражданскому выбору;
·     качественный рост воспитанности учащихся;
·     сформированность эмоционально-ценностного отношения к  историческому наследию страны.
         Диагностика осуществлялась по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева «Диагностика личностного роста учащихсяся» (выборочно) психологом гимназии.
 
Личностный рост
(методика Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова)
 
Цель:выявить характер отношений подростка к Родине.
Ход опроса
Оцените степень согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»);
«+4» – несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» – да, конечно (сильное согласие);
«+2» – в общем, да (среднее согласие);
«+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» – ни да, ни нет;
«–1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» – в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» – нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
 
1.                 Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
2.                 Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.
3.                 То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.
4.                 Глупо брать на себя риск ради пользы другого человека.
5.                  Я многим обязан своей стране.
6.                 Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
7.                  Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.
8.                  День Победы (9 Мая) – праздник только для ветеранов и пожилых людей.
9.                 На военнопленных не должны распространяться права человека.
10.             Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.
11.            Судейство в отношении «наших» часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
12.             Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
13.             Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.
14.             Человеку не обязательно знать свою родословную.
15.            Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
16.             Если учесть все «за» и «против», то хранение ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.
17.            Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.
18.             Субботник по очистке территории дома или школы – пережиток прошлого.
19.             Я не могу представить русскую речь без мата.
20.            Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
21.             Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
22.             Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.
23.            Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую – источником информации о событиях в стране и мире.
24.            Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.
25.             Человеку свойственно никогда и ничего не делать без оглядки на собственную выгоду.
26.             Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
 
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Характер отношений подростка к  Отечеству показывают его оценки высказываний № 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 22.
 
Анализ результатов
Отношение подростка к Отечеству
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Для него Родина не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток переживаетчувство Родины как чувство родного дома, деревца. Однако ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он встает, когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. При необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам помощи может и не предложить.
От –1 до –14 баллов (ситуативно-негативное отношение) –  подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об её «убогости» он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.
От –15 до –28 баллов (устойчиво-негативное отношение)– можно предположить, что подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живет,  которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи – это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране...»). Может быть, сам он не будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память – это не то, за что можно получить дивиденды.
     По результатам итогового анкетирования выяснилось, что после проведенной работы у подростков преобладает ситуативно-позитивное отношение (70%), 20% проявляют ситуативно-негативное отношение; к сожалению, 10% подростков выражают устойчиво-негативное отношение. Данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы, поэтому система классных часов встраивается в систему воспитательной работы гимназии, при этом особое внимание уделяется школьникам, проявившим устойчиво-негативное отношение.

Joomla SEF URLs by Artio