Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

Мастер – класс

«Коллективные способы обучения и их использование для формирования коммуникативной культуры и взаимообучения учащихся»

Соверткова Ольга Викторовна

Учитель ГБОУ СОШ № 252

г. Санкт-Петербург

 

Практическое занятие

Показ приёмов и форм работы с использованием КСО

Цели:

- обучение приёмам и методам работы с использованием ксо

 - формирование коммуникативной культуры

- показать возможности использования ксо на уроках

 

Структура проведения:

  1. Разогрев (работа в группах)

- Портрет выпускника начальной школы(словесный: записать качества, которыми должен обладать выпускник)

-Прогнозирование:Как эти качества могут выпускнику пригодиться в жизни?

-Образовательный процесс.Каким он должен быть, чтобы эти качества развить?

   2. КСО (коллективные способы обучения) дают возможность уйти учителю от монолога, сделать образовательный процесс более ярким, динамичным, интересным и самое главное более продуктивным. Ведь КСО предусматривают мотивацию учеников в сотрудничестве.

      Конечно, начинать эту работу надо с развития навыков коммуникативной культуры. Современный учитель не может обойтись без знания психологии. Психология - наука о душе. Как же важно не навредить и помочь «маленькому человечку» раскрыться, научить взаимодействовать с коллективом. А сделать это можно систематически используя ряд упражнений.

Первое из них: « Давайте познакомимся»

Работа в группах.

На первую букву своего имени называете качество, характерное для вас.

Очень важный момент при работе в группах - доброжелательность, улыбка.

Наш день всегда начинается с добрых слов, улыбки и комплиментов.

Второе задание: «Комплименты»

Работа в группах.

Попробуйте сделать друг другу комплименты.

Следующий, очень важный момент при работе в группе: умение понимать настроение группы, цели, задачи.

Есть очень хорошее упражнение «Войди в круг»

Третье задание: «Войди в круг»

Несколько участников (добровольцев) выходят за дверь, затем приглашаются по одному. Группа образует круг, плотно взявшись за руки. Входящему участнику предлагается войти в круг. При этом у группы существует договорённость (вежливое приветствие). Участник, пытающийся выполнить условие, пробует различные формы поведения. Важно, чтобы в конце игры дети, которые не попали в круг, были приняты и постояли, взявшись за руки,  вместе со всеми.

Только после того, как учащиеся получили навыки коммуникативной культуры, усвоили правила взаимодействия, можно  давать задания в парах, группах по разным предметам.

КСО

-коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;

-коллективные способы обучения создают условия психологического комфорта;

-коллективные способы обучения приветствуют воспитательное взаимовлияние учеников: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;

-коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Сегодня попробуем использовать ксо на уроке литературного чтения.

  • Знакомствосо сказкой. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  • (Роза, которая росла на планете Маленького принца.)
  • - Как роза появилась на планете Маленького принца?
  • -Как вела себя роза?

( Она была капризна, горда и обидчива)

  • Как Маленький принц ухаживал за розой?

   ( Заботился о ней, поливал, накрывал колпаком, оберегал, исполнял все её желания.)

  • -Как вы думаете, почему Роза так себя вела? У неё был плохой характер?

  Важно, чтобы дети сумели отметить, что Роза, как и любой человек, нуждалась во внимании и заботе. Ей очень хотелось, чтобы о ней заботились, чтобы её любили.

  • - Какие слова подтверждают привязанность Розы  к Маленькому принцу?

 «Да, да, я люблю тебя», - услышал он. В словах Розы была тихая нежность, пропал капризный тон, исчезли упрёки.

  • - Что поняла Роза, расставаясь  с Маленьким принцем?

 ( Она жалела, что не сказала о своей любви и привязанности раньше.)

  • Как вы думаете, такие отношения, такая привязанность, забота, могут исчезнуть бесследно, если герои расстаются?

  (Не могут,  ведь в отношения вложено столько заботы, любви, труда.)

  • - Как вы думаете, другие розы будут для Маленького принца такими же красивыми?

   (Важно, чтобы дети  высказали разные мнения, но необходимо подвести их к тому, что мы в ответе за тех с кем общались.)

   « Мы в ответе за тех, кого приручили».

  • Маленький принц пошел взглянуть на розы.
  • -Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. – Вы ещё ничто. Никто из вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете.
  •          Розы очень смутились.
  • - Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же,  как и вы. Но мне она дороже вас всех. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас  накрывал стеклянным колпаком. Её загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она  умолкла. Она – моя.

     Как вы думаете, что в общении людей очень важно?

   Очень важно не только ждать внимания от других людей, но и уметь дарить это внимание. Проявление заботы  характеризует лучшие человеческие качества.

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

 

Любимые цитаты (собери цитаты, используя данные слова из конверта)

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»

«Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться»

«Человек познает себя в борьбе с препятствиями»

«Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять»

«Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять»

«Старых друзей наскоро не создашь»

Говорят дети

   Мне нравится, когда на уроке:

  • Дают время подумать
  • Хвалят за правильный ответ
  • Мы работаем в парах
  • Поддерживают, если я ошибся
  • Нравится, когда мы путешествуем

Рефлексия

    Актуальная

  • Что меня взволновало больше всего?

   Ретроспективная

  • Сегодня я поняла, что в моей практике…..

    Перспективная

  • Я вижу, понимаю трудности, с которыми могу столкнуться

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

« Мы в ответе за тех, кого приручили».

Тексты для работы в группах

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
 

 

Joomla SEF URLs by Artio