Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Из опыта преподавания "Основ православной культуры"

по учебнику А.В. Кураева

Макаренко Наталья Алексеевна,

учитель ОРКСЭ гимназии №177 Санкт-Петербурга

Учебник Основы православной культуры (ОПК) для общеобразовательных учреждений Кураева Андрея Вячеславовича, из курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Занятия по ОПК  ведутся в 4 классах с сентября 2012 года для учеников, родители которых выбрали именно Основы православной культуры.

В учебнике 30 уроков по количеству тем. В каждом уроке вопросы и задания, рубрики «Это интересно», иллюстрации. Автор, впервые за девяносто с лишним лет знакомит современных четвероклассников с основами православной религии – источнике русской культуры.  При этом учебник составлен для светских образовательных учреждений. В сочетании с показом подобранных педагогом слайдов, презентаций, видео, уроки проходят интересно. Остановлюсь лишь на некоторых моментах, которые, на мой взгляд, нуждается в некоторой доработке. Цитирую материалы учебника.

Урок 2. Культура и религия.

«Сегодня слово «культура» - это  вообще всё, что создал человек.            То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура». [2, с.6]

Не буду уточнять, но ведь человек делает и много непотребного. А мне нужно дать учащимся определение и оно есть в учебнике «Основы мировых религиозных культур». «В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории». [3, с.8]

Урок 5. Библия и Евангелие.

«Христианство – это учение Иисуса Христа», -говорит нам учебник.    Спросим учеников и услышым, из уст четвероклассников: «Христианство - это вера в Иисуса Христа». Это вера в Иисуса Христа, сына Божия и во святую  Троицу. А учение - от человеков. Например учение Льва Толстого. Только толстовцев уже давно нет.

Уро к 7. Христос и Его крест.

В учебнике появляется первое изображение Богоматери. «Фрагмент росписи в храме. М. Врубель.» [2, с.25]     

 Дети один за другим начинают спрашивать: «Почему у Богоматери такие тёмные глаза?». После того, как третий ученик  задаёт тот же вопрос, объясняю, что Врубель не был иконописцем, а был художником. А это разные вещи. И вы своим чутким сердцем заметили, что этот образ не похож на икону.

В силу складывающихся обстоятельств, приходится коснуться судьбы Врубеля, увлёкшегося рисованием демона, после чего он стал психически больным человеком.

 

Урок 8. Пасха.  [2, с.28]  Предполагалось, что 15 уроков из 30 будут даны во втором полугодии 4 класса, перед Пасхой. Поэтому к теме урока прийдётся вернуться весной, а на этом уроке поговорить о двунадесятых праздниках, о святых,  и о Пасхе, как празднике праздников.

 

Урок 11. Заповеди.Этому наиважнейшему из уроков уделено до обидного мало места. О Заповедях первой скрижали одно предложение: «Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом.» [2, с.40]

Неужели мы не обязаны озвучить детям первые Заповеди? В частности: «Не  сотвори себе кумира…»[1, Исх.20. 16, с.80].                                                   Думаю, что учащиеся курса ОПК обязаны услышать все 10 Заповедей и пояснения к ним. Ведь это главное, что Бог дал людям.

Именно в  вопросах заповедей и далее, заповедей Блаженства, педагогу возможно прибегнуть к Учебному пособию «Добрые уроки и наставления», кандидата педагогических наук, члена Союза писателей, священника Алексия Мороза  и доктора педагогических наук Берсеневой Тамары Александровны.[4, с.40-46  и, с. 63-65].   

Заповедь второй скрижали «Не призноси ложного свидетельства на ближнего твоего» [1,Исх.20.16,с.81] приводится автором как «Не лги»                      [2, с.41]. Но имеем ли мы право, давая Заповеди ученикам быть настолько неточными?

Однажды по радиостанции «Град Петров» слышала историю, рассказанную священником и связанную с прочтением этой Заповеди.

Во время войны женщина спрятала партизана. Когда пришли немцы, то стали говорить ей, что она верующая и лгать не имеет права. Женщина посчитала, что они правы. Партизана расстреляли.

 

Урок 20. Заповеди Блаженства.[2, с.64-67] По-моему,  наиболее трудный  из уроков и для детей, и для взрослых.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» -  первая из Заповедей блаженства [1, Мф.5, с.1042].  Полностью найти эту заповедь на странице учебника трудно. А потом её неожиданная трактовка: «Нищие духом сознательно ограничили свои желания и потребности…» [2, с.64]

 Но те, кто просто ограничили свои потребности не могут быть названы нищими и тем более, нищими духом?!

 Нищие обычно просят, нищие духом просят не материального.

 «Нищета духа является от видения и сознания грехов и греховности своей».Епископ Игнатий (Брянчанинов).[5].

«В духовной жизни смирение — нищета духовная — и является таким фундаментом, без которого все добрые дела и вся дальнейшая работа над собой становится бессмысленной и бесполезной. Об этом прекрасно сказал св. Исаак Сирин: «Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели, потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание». [5]

Дерзну добавить свой коментарий к трактовке ещё одной заповеди блаженства. «Заповедь «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» - самая неочевидная» - говорит нам автор учебника.       

 Должна с ним не согласиться.  Сталкивалась в жизни с буквальным исполнением этой заповеди, когда наследниками отчей земли становились не те кто помогал отцу и ссорился с ним, а те кто были только кротки.

На этом же уроке 20, в рубрике «Это интересно» рассказ Смоктуновского о 30 серебренниках в его жизни.  Предлагаю детям прочесть его дома вместе с родителями. А в тексте урока неизвестная  ранее и мне история о том, как прекратились гладиаторские бои в Риме, принявшем христианство.

Повторюсь, что в  целом учебник составлен  интересно и содержательно, а поправки, видимо, придётся вносить самим. Для пользы нашего общего дела мне хотелось о них сказать педагогам, которые ведут или будут вести курс ОПК, такой необходимый для духовно-нравственного воспитания нашего подрастающего поколения.

Литература

1.    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.  - М. : Российское Библейское Общество, 2005. – 1296с.

2.     Основы духовно-нравственной культуры народов России.  Основы православной культуры: Учебник для общеобразовательных  учреждений /  А.В.Кураев  – М. : Просвещение, 2012. - 95с.

3.    Основы духовно-нравственной культуры народов России.  Основы мировых  религиозных культур. 4-5 классы: Учебник для общеобразовательных  учреждений / [А.Л.Беглов,  Е.В.Саплина,  Е.С.Токарева,  А.А.Ярлыкапов]  – М.: Просвещение, 2012. – 80с.

4.    Добрые уроки-наставления: Учебное пособие к курсу «Основы православнойкультуры» для учащихся 4-5 классов / [Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Берсенева]  – СПб.: Сатисъ, 2010. – 237с.

5.    http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pravoslavnaya_entsiklopediya_067-all.shtml"Духовные стороны христианства" – энциклопедия

Joomla SEF URLs by Artio