Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Формирование нового поколения петербургской интеллигенции: нравственность, гражданственность, духовность

Малышева Елена Васильевна

В данной статье мне хотелось бы остановиться на трудностях, с которыми сталкивается педагог в работе с детьми в условиях современной школы, а также путях и способах формирования подлинной интеллигентности.

Понятие «подлинный интеллигент» представляет собой совокупность количества – интеллектуальности - и качества – интеллигентности. В отличие от подлинных интеллигентов «чистые» интеллектуалы на высшую ступень ставят собственное благо. Благо других для них - лишь побочный, абсолютно случайный эффект. Такие люди, оказавшись у власти, формируют технократию. Большие проблемы для человечества может породить технократия. Это - всемирные экологические катастрофы, бездарное расходование планетарных ресурсов, нравственная и физическая гибель людей.

Высокая нравственность, служение Отчизне, совесть, честь и прочие качества, иначе именуемые человечностью или благородством – это качества подлинного интеллигента.

Это сейчас понимают все мыслящие неравнодушные люди в России. Патриарх Кирилл в своем выступлении   22 мая 2009 года на Всемирном Русском Народном Соборе, который имел название: «Духовно-нравственные причины кризисов. Экология души и молодежь», сказал:  «Нас долгие годы уверяли, что главное в экономике — это капитал, средства производства, теории и технологии. Однако разразившийся кризис опроверг эти постулаты. Главное в экономике – человек. От его ума, от его души, от его нравственного состояния зависит настоящее и будущее мирового хозяйства».

Наша общая важнейшая задача в настоящее время является – формирование подлинной интеллигентности в наших учениках.

Если размышлять об условиях и методах  формирования нового поколения петербургской интеллигенции, то начинать нужно, конечно же, с семьи, затем с педагога, так как одним из самых активных созидателей интеллигентности, которая воспитывается в человеке с самого раннего детства, выступает учитель,который призван формировать  личности маленьких петербуржцев.

Именно педагог-интеллигент обладает такими характеристиками,  как  высокая нравственность, толерантность, гражданственность, профессионализм, элегантность, вкус, с одной стороны, и,  принципиальность, ответственность, с другой.

Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель.

Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от нас принятия ряда обязательств.

Во-первых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения, общения.

Во-вторых, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.

Иными словами, учитель  просто обязан быть примером интеллигентности для учеников, но достигать этой цели он может только  сугубо интеллигентными способами. Это значит, что абсолютно никакого насилия над личностью ребенка и никакого унижения человеческого достоинства быть не должно.

В-третьих, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора» (по К. Роджерсу).

Эту роль можно описать как последовательное решение педагогом следующих задач:
- освоение ключевого качества интеллигентности - способности с уважением относиться к чувству собственного достоинства каждого человека, в том числе каждого учащегося, независимо от его успехов в обучении;
- проявление во взаимоотношении с учащимися таких качеств интеллигентности, как пытливость, внимание, терпение, уравновешенность, справедливость; 
- поощрение в поведении и деятельности учащихся таких качеств интеллигентности, как способность вникать в суть вопроса, стремление понять, а не навязать точку зрения, готовность выслушивать собеседника, не перебивая его, умение признавать и прощать ошибки и др.
Это обязывает педагога развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг, повышение квалификации.

В-четвертых, педагог должен постоянно поддерживать свой культурный уровень – читать новинки литературы, посещать разнообразные выставки, смотреть театральные постановки, интересные передачи по телевидению, путешествовать, то есть обогащать свой внутренний мир.

Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть личностью; быть интеллигентным — это его профессиональная характеристика.

Такие ли мы? И да, и нет.

Итак, в деле формирования нового поколения петербургской интеллигенции важен первый принцип «начни с себя».

Для этого достаточно задуматься, в какой степени свойство, называемое интеллигентностью, вам присуще, какие качества нужно в себе развить, а от какихизбавляться.

Учителю, чтобы быть не только интеллектуалом и профессионалом, а именно интеллигентом, необходимо овладение культурным наследием путём «вечного», непрерывающегося ни на день, ни на час образования и самообразования. И только в этом процессе рождается потребность в новой для человека, высокой, более глубинно осмысленной, креативной деятельности, что и является основой создания новых духовных ценностей в себе, в других людях, в культуре. Это – высокая планка, которую ставит себе интеллигентный педагог.

Педагогам сейчас очень сложно, так как после событий  90-х годов 20 века еще не сформирована единая  система ценностей в обществе, отсутствует высоконравственная “идея, скрепляющая общество” (Ф.М. Достоевский).

Возьмем в качестве примера такой элемент культуры, как отношение к истории государства. Так случилось, что на сегодняшний день очень многие исторические явления имеют в нашем обществе диаметрально противоположную по своей социальной значимости оценку. Даже события двадцатилетней давности, участниками которых большая часть из нас являлась, квалифицируются по-разному. Для одних это развал насильственно созданной империи, для других – великого государства, для одних это конец диктатуры, для других – торжества идей социализма, для одних это возможность для построения демократического государства, для других – невиданного в истории страны разгула преступности, чиновничьего произвола и коррупции.

Кто объяснит детям, где истина, а где ложь?

Когда человек перестает понимать, что хорошо, а что плохо, что заслуживает положительной оценки, а что отрицательной, что достойно уважения, а что презрения, он теряет способность обрести то, что называется внутренним стержнем. Такой человек не имеет своего мнения, он легко поддается влиянию, у него нет не только нравственных ориентиров и моральных ограничений, но и собственных убеждений, принципов, правил. Ему все равно, служить или прислуживать, докладывать или доносить, все равно, на кого работать, за кого голосовать. Такие качества, как честь, совесть, достоинство ему чужды. Поэтому такой человек способен на все.

Дети часто задают «неудобные» вопросы. Например, «лучше учиться и жить за границей» или «прозябать в России»? Смогут понять тревоги детей и разъяснить реальное положение вещей только патриотически настроенные, порядочные во всех отношениях, высокообразованные педагоги - профессионалы. Поэтому, педагоги должны быть носителями качеств, образующих комплекс интеллигентности, то есть, они должны быть истинными интеллигентами.

В школе ребенок должен усвоить первые уроки интеллигентности. Основную роль при этом способны сыграть предметы гуманитарного цикла, изучение которые позволяет постичь основы общечеловеческой и национальной культуры.

Вторым принципом формирования нового поколения петербуржской интеллигенции является «опора на исторический опыт и национальные особенности», возрождение исконных национальных особенностей, некогда незаслуженно подвергнутых искоренению.

Всегда русская душа стремилась к истине, правде, жить старались по правде, по совести. «Правда» у русских – понятие всеобъемлющее. Это и «Божия правда» как ученье о Боге и міре, и как законы жизни, данные в заповедях Божиих и наставлениях отцов и учителей Церкви; это и личная праведность человека; это и право, закон в юридическом смысле. Первый свод законов у нас назывался «Русская Правда» («Правда Росьская»). Жить «по совести» – то же, что «жить по правде» (Лебедев Л. Великороссия: жизненный путь).

Любовь к матери, роду, общине, родной земле после битвы на Куликовом поле (1380 г.) трансформировалась в преданность Родине, которая была не просто востребованной, а превратилась в условие существования России, как суверенного государства.

Таким образом, «любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма» (Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости);

Третий принцип – «опора на великую русскую литературу»….

Четвертый принцип - «опора на мировую художественную культуру».

«Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке», - писал  В.Сухомлинский.

Сегодня у наших учащихся есть возможностьпознакомиться  с общечеловеческой культурой через такой предмет, как МХК, который введен в базисный учебный план сравнительно недавно. В 1987 году решением Коллегии МП РСФСР курс «Мировая художественная культура» был включен в учебный план общеобразовательной школы.

«Цель предмета «Мировая художественная культура» -   силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир   школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в особо ответственный возрастной   период   развития  –   период   перехода     к самостоятельности», - писала  Л. Предтеченская.

Психолог С.Л.Рубинштейн говорил о таком подходе к воспитанию как о единственно правильном, приобщающем   человека  к «верной жизни», к духовному самосовершенствованию на протяжении всей  жизни, создающим возможность  «полноценного, радостного человеческого существования». ( Каган М.С. Мир общения. – М., 1988. – С. 305).

При изучении этого предмета развитие личности учащегося происходит в гармонии с общечеловеческой культурой. У детей формируется потребность воспринимать художественную культуру на протяжении всей жизни, находить в произведениях искусства нравственную опору, этом неиссякаемом хранилище общечеловеческих жизненных ценностей, найти смысл своей жизни, черпать веру в свои собственные силы.  Что может быть важнее этого?

Содействовать использованию мощного потенциала искусства  для повышения общей культуры нашего народа, формирования высоких общечеловеческих ценностей и мировоззрения, воспитания нравственности и творческих способностей у граждан России начиная со школьной скамьи стало целью предмета «Мировая художественная культура».

Пятый принцип - «освоение и внедрение лучших образцов отечественного и мирового опыта» в методике преподавания.

У нас  уже применяются различные методики, направленные на активизацию мыслительной деятельности и инициативы учащихся, многие из них отвечают целям и задачам формирования новой петербургской интеллигенции. Например:

·       мозговой штурм;

·       коллективное творческое дело (КТД);

·       метод проектов;

·       педагогические мастерские;

·       метод случайных объектов;

·       методы инцидента и анализа конкретных ситуаций (кейс-метод) и другие.

Шестой принцип – «ставка на психологическую науку и междисциплинарный подход».

Одной из причин низкого уровня культуры и интеллигентности в нашей среде является традиционное неуважение человеческого достоинства и соответствующее этому игнорирование достижений психологической науки и практики.

Категория истинных интеллигентов отличается способностями слушать и слышать, смотреть и видеть. Это условие является необходимым для совместного эффективного взаимодействия людей. Эти качества нужно формировать с детства.Особое значение здесь могут иметь методы гуманистической психологии.

Существует большое число методик отечественных, и зарубежных авторов, направленных на повышение мотивации учащихся.

Седьмой принцип – «формирование творческой среды».

Наличие благоприятной творческой атмосферы, способствующей проявлению учащимися своих личностных качеств, раскрытию талантов, направленной на проявление вдохновения, мотивации, - условие, необходимое для повышения эффективности обучения и воспитания.

Работа по формированию интеллигентности должна пронизывать весь образовательный процесс. Для достижения целей формирования нового поколения петербургской интеллигенции  могут использоваться такие формы индивидуальной и коллективной деятельности, как:

·       встречи- диалоги с представителями петербуржской интеллигенции;

·       беседы об интеллигентности;

·       лекции по истории русской интеллигенции;

·       конференции, дебаты по осмыслению качеств, образующих комплекс интеллигентности;

·       социально-психологические тренинги по определению и закреплению признаков интеллигентности;

·       конкурсы, посвященные вопросам культуры и интеллигентности, в частности:

·       празднование Международного дня культуры – 15 апреля и многое другое.

Задача педагога в деле формирования нового поколения петербургского интеллигента – помочь  ученику в конечном итоге испытывать в будущем чувства гражданского, профессионального  и человеческого достоинства.

 

Это – глобальные задачи, стоящие перед школой – через формирование нового петербургского интеллигента  направить усилия на самоопределение, самореализацию и самоактуализацию учащихся.

Joomla SEF URLs by Artio