Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Духовно-нравственное воспитание и основные виды деятельности обучающихся

 

Чамур Надежда Борисовна,
учитель английского языка ГБОУ школа №593
Невского района Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются аспекты духовно-нравственного воспитания обучающихся ГБОУ школы №593 Невского района Санкт-Петербурга, анализируется воспитательная деятельность педагогов школы.

Приветливость и доброта делают человека

не только здоровым, но и красивым.

Можно творить просто добрую атмосферу

вокруг себя – ауру добра…

                            Д.С. Лихачев

 

Ценности личности формируются в семье, в неформальных сообществах, в коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования [1].

Воспитательная система ГБОУ школы № 593 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности, взаимодействии школы с культурными и общественными организациями и объединениями. Цель воспитательной работы школы, как и общества в целом – создание единого воспитательного пространства, приобщающего подрастающее поколение к выработанным вековым общечеловеческим ценностям – Человек, Семья, Отечество, Культура (из плана воспитательной деятельности ОУ на 2015-2016 учебный год).

Воспитание рассматривается как процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

·        Патриотизм;

·        Доверие к людям, справедливость, уважение чести и достоинства других, самоуважение, социальная солидарность;

·        Гражданственность;

·        Семья и здоровье;

·        Труд и творчество;

·        Ценность знания и стремление к знаниям;

·        Ценности религиозного мировоззрения, толерантности на основе межконфессионного диалога;

·        Искусство и литература;

·        Природа;

·        Человечество [1]

Каждый год в школе проводятся предметные недели, внеурочные мероприятия по биологии, химии, литературе, английскому языку. Творческие конкурсы, защита проектов, обучающие командные игры способствуют развитию и самореализации школьников.

Нравственные аспекты воспитания особенно важны в работе с подростками.

Педагоги школы часто обращаются к творчеству Д.С. Лихачева, к его работе «Письма о добром и прекрасном».

Внеурочные мероприятии по литературе, биологии, химии, английскому языку способствуют формированию здоровых привычек, ведь привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь.

В школе с углубленным изучением английского языка особое внимание уделяется воспитанию на классических образцах художественной литературы.

Литература дает нам опыт жизни, развивает чувство красоты, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, делает нас добрее [2].

Одним из направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. В школе работает зал Боевой Славы, ежегодно проходят встречи с жителями Блокадного Ленинграда, ветеранами Великой Отечественной войны.

В проектную работа «Мои родственники в годы Блокады» были вовлечены обучающиеся 6 – 11 классов, дети узнали много нового из истории нашего города в годы Великой Отечественной войны. Защита проектов проходила при непосредственном участии родителей, рассказы родителей, фотографии из семейного архива помогли школьникам подготовить информативные и красочные презентации.

Мы живем в большом и прекрасном городе – Санкт-Петербурге. Дворцы, музеи, театры – всё несет в себе воспитательный потенциал. Задача учителя-предметника, классного руководителя – развивать опыт деятельной, созидательной любви юных жителей к своему городу, развивать интерес обучающихся к современной жизни города и проектированию его будущего (из плана воспитательной деятельности ОУ на 2015-2016 учебный год).

Через любовь к своему городу происходит единение народа, природы и культуры.

Говоря о музейно-экскурсионной работе, следует выделить профориентационные экскурсии. Профориентационные экскурсии способствуют адаптации обучающихся к рынку труда.

Дни открытых дверей, организация профессиональных экскурсий в ОУ НПО и СПО, посещение музея истории профессионального образования, индивидуальное консультирование способствуют правильному выбору профессии после школы.

Духовно-нравственное воспитание жителя Санкт-Петербурга немыслимо без посещения театров нашего города.

Многолетнее сотрудничество с театром «Зазеркалье», Театром юных зрителей имени А.А. Брянцева, участие в театральных проектах и творческих конкурсах дают свои положительные результаты.

В 2015 году педагоги школы получили благодарность от двенадцатого Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

Международная деятельность ГБОУ школы № 593 – сотрудничество с образовательными учреждениями города Хельсинки.

Учителя английского языка проводят открытые уроки, мастер-классы для педагогов из Финляндии.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, городом. Они понимают и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех народов [2].

Несколько лет школа сотрудничает с Сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО. Проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» создан в 1953 году и существует в 174 странах мира. Основные направления деятельности участников проекта: распространение информации о ЮНЕСКО, защита окружающей среды, изучение всемирного культурного и природного наследия, толерантность, демократия, защита прав человека и ребенка.

Благодаря этому проекту создаются условия для развития международных контактов школ ЮНЕСКО, развивается межкультурная коммуникация.

Принимая участие в фестивалях педагогического мастерства региона «Балтика-Север» в рамках проекта «Сохраним культурное и природное наследие», учителя школы и обучающиеся получают дальнейшую возможность для самореализации и раскрытия творческого потенциала [3, 4].

Снова обращаясь к наследию Д.С. Лихачева, необходимо отметить, что следование путем добра – путь самый приемлемый для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества [2].

Список литературы

1.     Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009.

2.     Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв; сост. Г.А. Дубровский. – 2-е изд., доп. – Москва: Дет. лит., 1988.

3.     Информация о деятельности международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» [Электронный ресурс] Режим доступа (свободный): http://unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=104

4.     Школа №1 с углублённым изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга, ассоциированная ЮНЕСКО [Электронный ресурс] Режим доступа (свободный):http://www.school001spb.ru/

 

Joomla SEF URLs by Artio