Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Духовно-нравственное воспитание детей
младшего школьного возраста

Мачула Алла Владимировна

Нелегко быть педагогом,
Малышей учить.
Нужно здесь не столько строгим,
Сколько чутким быть.
Улыбнуться, подбодрить,
Кое-что помочь исправить
Или снова объяснить.
Повторить не раз, не дважды,
Закрепить еще раз пять...
Словом, далеко не каждый
Педагогом может стать

 

За последние десятилетия в стране произошли значительные изменения, которые вызывают глубокую тревогу и озабоченность за судьбу детей и образования, за сохранение жизни на планете Земля. О гуманности и о духовности в образовании сейчас много говорят и пишут. Как воспитать гуманность в детях, готовность прийти на помощь другому человеку, сопереживать? В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.

Основная задача школы - помочь ребенку самоопределиться в жизни. Он не должен ощущать давления со стороны взрослых. Ему необходимо чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Педагогам необходимо обращать внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с пониманием отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить взрослеющего человечка в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности, дать ребёнку веру в его возможности. Школа должна направить ребёнка на служение добру и справедливости. Может ли школа, «мастерская человечности» (Коменский), отказаться от своего предназначения? В 1918 году, когда общество страдало не менее, чем сейчас, осложнёнными формами болезни антигуманизма, антидуховности, античеловечности, Вернадский записал в своём дневнике: «Нельзя отложить заботу о великом и вечном (т.е. об образовании) на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения всех элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ». Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель сможет довольствоваться тем, что станет воспитывать Скалозубов, Молчалиных, жадных до денег банкиров? Хорошо жить во имя чего? Надо искать более высокие идеалы. Любовь к человечеству - маленький идеал, когда живёшь в космосе».

По словам Шалвы Амоношвили, действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя. У учителя должно быть чуткое сердце. Только оно подскажет ему, как надо говорить с ребенком в момент истины. Быть гуманным к детям - означает для учителя найти в каждом ребенке "искру божью".

Каждый ребёнок в этой жизни – уникальное явление. Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился – подарок Бога. То, с чем я умру - мой подарок Богу». Ребёнка надо любить. Это - закон учителя. Не может человек, не любящий детей, работать с детьми, будь то школа или дошкольное учреждение. Надо отдавать себя всего, без остатка, любви к каждому ребёнку, и дети потянутся к тебе. Дети должны не только овладевать знаниями, но и развиваться духовно и нравственно, раскрыть свою естественную природу.

Если бы в современных школах не было авторитарно настроенных учителей, родителей, дети могли бы стать более совершенными гражданами . Необходимо отказаться от авторитарной педагогики, создать такие условия, в которых учащийся будет обеспечен атмосферой комфорта и «психологической безопасности». Ребёнок должен знать, что его любят, им занимаются, им интересуются.

В последние годы в Украине произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере духовных ценностей. Эти изменения вызвали расслоение общества и снижение жизненного уровня, произвели ценностную переориентацию у молодёжи. Через СМИ идёт пропаганда насилия, активно насаждается приоритет материальных ценностей над духовными. Нет условий для формирования высоконравственной личности с чётко выраженной гражданской позицией. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного украинского патриотического сознания. В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего Украины нравственной деградации, слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. Поэтому необходимо воспитывать в детях, начиная с дошкольного возраста, доброту, гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну.

Я работаю с детьми более 20 лет. Работала в дошкольном учреждении, с детьми от 3 до 7 лет. По окончании университета перешла в школу воспитателем группы продлённого дня. Анализируя прошедшие годы, я вспоминаю своих коллег, воспитанников, родителей, т.е. всех тех, с кем мне пришлось встретиться на моём педагогическом пути.

Часто вспоминаю, как страшно было от неизвестности, от неумения, от того, что многого не понимала. Однако главное, что было осознано, - это требование порядочности, трудолюбия, доброжелательности и терпения.

Когда речь идёт о детях, педагогу надо самым добросовестным образом относиться к делу. Все должны быть посвящены нуждам подопечных, пониманию их интересов.

Начав работать, я убедилась в том, что знаний, полученных в учебном заведений, мало, нужно самой много читать, наблюдать, всматриваться, анализировать свои ошибки. Да и наши поступки - это результат наших взглядов, показатель интеллекта. Именно интеллект является непременным условием авторитета педагога. Важную роль в приобретении авторитета играет доброжелательность и умение расположить к себе окружающих. Педагогу должны быть присущи доброта, милосердие. Без этих качеств работать с детьми невозможно.

Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Доброта педагога заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребёнку осваивать мир, а семье – гармонично воспитывать его. Человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, и они будут счастливы. С.В. Образцов в рассказе «Клибка» очень верно определил, что любовь – это умение и желание жалеть, сопереживать, болеть, когда больно другому, что есть удивительное по своему значению слово – сострадание, что жалость – высшая форма сочувствия, безжалостность – атрофия этого чувства.

Дети учатся быть совестливыми. Именно совестливость, чувство стыда, а не страха, предохраняет человека от антиобщественных поступков. Стыд – противовес развязности и вседозволенности, поэтому слово «стыдно» я употребляю в работе с детьми очень часто. Постепенно у детей рождается ответственность за свои поступки, умение считаться с общественным мнением, а это так важно в жизни. Если я говорю ребёнку, что стыдно быть неряхой, он тут же приводит в порядок свой внешний вид или своё рабочее место.

Антон Семёнович Макаренко писал, что если от человека не требовать многого, то много от него не получишь. Читая «Педагогическую поэму», я обратила внимание на то, что великий педагог в своих исканиях шёл, «осторожно ступая», отбрасывая то, что не действовало, и применяя другое, способствующее воспитательному эффекту. У А.С. Макаренко я училась проявлению настойчивости в вопросах воспитания.

Работая в дошкольном учреждении, а сейчас в школе, я очень часто читаю детям сказки, рассказы. После чтения обязательно проводим беседу о том, что понравилось, а что не понравилось и почему. Дети дают оценку поступкам героев, размышляя о том, как бы они поступили на месте героев.

Для того, чтобы привить детям любовь к живому, мы весной наблюдаем за поведением птиц и насекомых. Я рассказываю им о том, из чего птицы строят гнёзда, как высиживают птенцов, где зимуют, чем питаются, как плохо им зимой. Зимой мы кормим птиц, насыпая им в кормушки различный корм.

Воспитывая любовь к природе, мы пробуждаем у детей ласковое, заботливое отношение ко всему живому. Взрослые должны помогать детям открыть для них окружающий мир природы, полюбить его как общий дом.

Экологическое воспитание следует рассматривать как нравственное воспитание, т.к. в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства. Детям необходимо осознавать, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связи.

Воспитывая у школьников взаимопонимание, взаимоуважение, отзывчивость, взаимопомощь, мы создаём ролевые игры, их обсуждаем, оступившемуся – мы подаём руку помощи. Если ребёнок не справляется с каким-либо поручением, обязательно найдутся желающие помочь. Дети выучили «золотое» правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Учитель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла, кроме того, ему всегда надо помнить о своём долге: вырастить из ребёнка достойного члена общества.

 

Список использованной литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.:Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1996.

2. Макаренко А. С. Видавництво «Радянська школа», Київ – 1973.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio