Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 
Статья

Творческое развитие дошкольников под воздействием
здоровьесберегающего аспекта музыкальных занятий


          На  определенном этапе перед родителями встает вопрос: чем будет заниматься их ребенок, какой кружок выбрать, так как на сегодняшний день представлен широкий спектр творческих и спортивных объединений. Некоторые родители, к сожалению, недооценивают роль музыкальных занятий в младшем дошкольном возрасте, тем более, если они не пророчат своему малышу будущее музыканта.

           Стоит начать с оздоровительного аспекта музыкальных занятий на благоприятное развитие ребенка. Еще В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыки "можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей..". Помимо благотворного влияния на психоэмоциональное состояние малыша, музыкальные занятия положительно влияют и на физическое воспитание ребенка: музыкально-ритмические упражнения и движения под музыку улучшают осанку ребенка, координацию движений, четкость ходьбы. Правильная поза поющих детей углубляет дыхание ребенка, а пение-развивает речь, укрепляет голосовые связки и лечит от заикания. Русская мудрость гласит: кто много поет, тот долго живет.
            На музыкальных занятиях с ребятками дошкольного возраста используются разные виды деятельности: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, танцы, артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры. Чередование этих видов деятельности требуетот детей внимания,быстроты реакции, организованности, проявления  волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее, в играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка. Слушание музыки (фрагменты произведений-классиков, песни из мультфильмов и сказок) расширяет кругозор, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде  колыбельной улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Слушать спокойную музыку особенно важно для легковозбудимых детей.Умение ориентироваться в пространстве, быстро построиться в "кружочек" или друг за другом не простая задача для малыша. Этот навык потепенно развивается на музыкальных занятиях, где частые смены видов деятельности требуют перемещений в пространстве.
           Особый интерес для ребенка вызывают яркие, звучащие музыкальные игнструменты (маракасы, бубенчики, треугольники, металлофон, барабан). Осваивая навык игры на этих инструментах, у детей развивается не только чувство ритма, но и мелкая моторика, что влияет на умственные способности ребенка.
             Ученые доказали, что только музыка и человеческий мозг имеют такую особенность, как возникновение цепочки связей между левым и правым полушариями головного мозга, что развивает пространственное мышление. Иными словами, у детей,ранее занимающимися музыкой, более развиты лингвичтические и математические способности. автор известной книги по раннему развитию детей подмечает, что "внешний облик ребенка, который слушает музыку и берет уроки музыки меняется под влиянием этих занятий".
              Оптимальный возраст для начала занятий 3-4 года. Не все дети в этом возрасте имеют опыт общения в коллективе.У меня занимаются детки, которые не ходили в детский сад. Была одна девочка, которая не соглашаоась заниматься без родителей и на занятиях всегда присутствовала мама. Примерно через месяц ситуация изменилась и все "страхи" прошли, девочка спокойно занималась и легко общалась с другими детьми, а через некоторое время сама захотела подойти к высокому черному роялю спеть песенку.
            Не могу не сказать о положительном эмоциональном настроении ребенка после музыкальных занятий. При правельном построении занятия, быстрой смене видов деятельности и творческом подходе педагога к занятиям, у детей происходит выход эмоциональной энергии, ребенок получает зарад веселья и радости, что очень важно ждя этого возраста. По словам Д.К. Кирнарской, музыкального психолога, доктора психологических наук, "в детстве важнее свобода и счастье, а не знание". Доброжелательная интонация педагога, его эмоциональность и заинтересованность являются неотъемлемой частью успешного провндения занятий с дошкольниками.
                Возвращаясь к истории, напомню, что музыкальные занятия всегда были частью домашнего образования высших слоев российского общества: детиаристократии 18-19 в.обучались игре на инструменте и пению. Благотворное влияние музыки было известно еще древним грекам, у которых музыка была частью воинского обучения. и в наше время трудно представить себе подростка, играющего на инструменте и поющего в хоре, который был бы наркоманом или малолетним преступником. Особая внутренняя дисциплина и естественная отзывчивость, которые формирует музыка,гасят агрессивные склонности ребенка и делают то, в чем бывают бессильныи школа и родители - отвлекают неустойчивую психику от опасных увлечений. Общаясь с музыкой, ребенок развивается всесторонне, укрепляет физическую форму, адаптируется в коллективе, овладевает элементарными умениями и навыками и начинает познавать этот мир через язык чувств- музыку.  
                                                          Литература:
1. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей.Музыкальные способности-М.:Таланты-21 век, 2004
2. Масару Ибука. После трех уже поздно. Пер. с англ.-М.Русслит, 1991

 

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio