Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка. Освоение средств выразительности.  Проект

Театр и мы

Копытова Евгения Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ школы №580
Приморского района Санкт-Петербурга

В 3 классе теоретически и практически осваивается понимание того, что поведение, действие - выразительный язык актера. А далее, что актер -главное чудо театра.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию, к его особенностям в мимике, жестах, взгляде, движении, речи. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и речью: говорить медленно, тихо, быстро, басом, высоко могут разные люди в разных обстоятельствах. Речевые упражнения выполняют важную роль.

Театрализованная деятельность в начальной школе

Любой проект – это коллективное творческое дело. И в нем можно выделить следующие структурные элементы:

1. Обсуждение: Что будем делать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать?

2. Планирование

3. Коллективная подготовка.

Материалы учебников   дают идеи для создания самых различных проектов.

После выполнения любого проекта обязательным этапом  является коллективный анализ проекта.. Коллективный анализ  играет важную роль в развитии   взаимопонимания, самоутверждения и самоопределения участников проекта.

Наши первые проекты были вовсе не учебными. Нам хотелось отчаянно проявить себя в какой-нибудь деятельности. Мы и предложили – театр! Так возник  проект «Мы и Театр»

Актуальность темы: Многолетний опыт работы доказывает, что речь у большинства школьников страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка.  Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству.
Цель эксперимента состоит в том, чтобы каждого учащегося обучить осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова.
Замысел эксперимента: Будет воплощаться через уроки чтения и русского языка, через систему кружковой, групповой индивидуальной работы. Большая роль отводится театрализации, концертной деятельности, практическим занятиям по сценическому мастерству.
Объект экспериментирования: Исследуются возможности младших школьников в овладении техникой речи, ее интонационной выразительности, в овладении терминологией театрального искусства, исследуются так же степень влияния такого изменения практически на общий уровень развития детей.
Предмет: Учащиеся получают знания о сценическом искусстве, о способах овладения актерским мастерством. В ходе эксперимента планируется воздействовать на интуицию детей, эмоциональную сторону восприятия.
Педагогические цели:

Развитие выразительной речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

Создание атмосферы творчества;

Социально-эмоциональное развитие детей.

Цель эксперимента: Апробирование программы А.П.Ершовой «Уроки театра в начальной школе», разработка методических рекомендаций для учителей, планирование уроков и занятий с учащимися (групповых, кружковых, индивидуальных).
Задачи:

Создать условия для реализации творческих способностей учащихся

Способствовать формированию речевой деятельности учащихся, умений и навыков правильной речи.

Гипотеза. Если по данной программе обучать выразительному чтению и технике речи, то это будет способствовать развитию языкового чутья, интереса к искусству слова, активности и коммуникативности.
.Критерии оценки результатов.
Оценка эффективности экспериментальной программы будет осуществляться по следующим параметрам:

Техника чтения учащихся

Речевой уровень устных ответов учащихся

Активность учащихся в сценической деятельности

Театрализованные игры  -  одно из средств приобщения ребят к книге. Урок, построенный по законам искусства, пробуждает к нему интерес. Также делает воспитание и обучение более действенным образный, эмоциональный рассказ учителя, приближающий к учащимся литературные персонажи, углубляющий их эстетическое влияние на читателей и слушателей. Такой рассказ в сочетании с выразительным чтением художественного текста и создаёт бесценную ситуацию сопереживания героям, без которой нет воспитания литературой. Однако практика показывает, что учащиеся готовы «взахлёб» слушать выразительное чтение, но сами очень часто не умеют выразительно читать. Поэтому очень кропотливо работаю над подготовкой уроков выразительного чтения. Считаю, что один хороший урок выразительного чтения даёт для гражданского воспитания больше, чем насыщенные патриотической фактологией и лишённые эстетического начала беседы.

  Урок литературы - совместная работа учителя и ученика по истолкованию художественного текста, объяснению, превращению тайного в явное. Мне важно, чтобы ученик побыл с текстом наедине ещё до урока, чтобы у него были свои любимые страницы, чтобы на уроке он открыл для себя что-то неожиданное. Но не менее важно, чтобы урок продолжался и после звонка, чтобы ученику захотелось вновь вернуться к тексту.

  И здесь нельзя обойтись без личностно-ориентированного подхода. Дима - «математик», литературу не любит. Понимаю, что мы говорим на разных языках: Я на языке образов, он - формул. Предлагаю ему гармонию проверить алгеброй. Уловка удалась: глаза заблестели, включился в разговор. Или Алина, погружённая в журналы мод: вот ей-то и рассказывать про салон Анны Павловны Шерер в деталях. А Коля - наш «стратег». Кто лучше него расскажет о батальных сценах? Так пытаюсь на уроке организовать пространство для всеобщей заинтересованности.

  Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе?

  Мы всегда так или иначе используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Нетрадиционные формы уроков – есть не что иное, как введение в образовательный процесс элементов театрализации, затем – привычное для каждого учителя начальной школы или гуманитарных дисциплин использование на уроке музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, т.е. всего того, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазиюНо я назову и поставлю на первое место такие элементы театрализации, как: актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность, инсценирование.

  Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.

  Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).

  Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока):

  Персонификация – реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.)

  “Кто я?” - Ученик в костюме    персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.

  Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.).

  Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

  Подготовка: написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита,  репетиции.

  Актёрская и режиссёрская деятельность

  Учащиеся в этом случае выступают как актёры или как режиссёры. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию. Приведу примеры уроков, где учебный материал был представлен в форме театральной постановки, чаще всего это чтецкие спектакли.

.  Особого рода задания – режиссёрские, когда учащимся нужно самим интерпретировать литературный источник либо документ, привлекая одноклассников в качестве актёров. Учащиеся сами определяют ход работы, распределяют функции (режиссёр, актёры, оформители и т.д.), репетируют. Но, чтобы разгадать смысл финальной сцены, необходимо проанализировать всё, и не только проанализировать, а как бы примерить на себя. Никакой умозрительный анализ не может сравниться с анализом постановочным, так как актёру нужно ответить на один-единственный такой простой и такой сложный вопрос: “Что я должен делать?” А режиссёр должен чётко представлять, зачем и почему.

Оформительская работа

Остановимся ещё на одном виде “театральных” заданий: оформительская работа:

создание эскизов костюмов, декораций, гербов, портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям или фильмам.

  Выполненные учениками работы не должны оставаться незамеченными. В классе обязательно надо проводить защиту творческих работ учащихся. Только тогда эти задания будут эффективны. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, обложки, ученик обязательно анализирует произведение, причём анализирует для чего-то, но не ради анализа. А анализ, целью которого является выполнение конкретной работы, результативнее и глубже.

  Инсценирование текста  И, наконец, на мой взгляд, одно из самых эффективных заданий –инсценирование текста. Определяемся с учениками, что такое инсценирование. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене)

1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;

2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;

3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;

4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.

Ученики инсценируют самые разные произведения.

 

Joomla SEF URLs by Artio