Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Социальные потребности в детском и юношеском возрасте

и мотивация к занятиям спортом высших достижений

(на примере скалолазания)

 

Практикам спорта крайне важно чутко реагировать на изменение внутреннего

мира юных спортсменов, гибко встраивать потребности

спортивной деятельности, общественные задачи в систему

потребностей и мотивов юного человека.

А.В. Шаболтас.

 

Существует взаимосвязь удовлетворения социальных потребностей, мотивации и успешности спортсмена. И тренер может влиять как на мотивацию, так и на успешность спортсмена через удовлетворение важных для спортсмена социальных потребностей.

Каждому возрастному периоду присущи определенные социальные потребности, являющиеся в это время наиболее важными:

·        в 10-12 лет – это потребность в общении с группой сверстников, в том, чтобы его (спортсмена) принимали в этой группе, в том, чтобы занимать в этой группе определенное желаемое положение;

·        в 13-15 лет – потребность в саморазвитии, в понимании своего «Я», построении системы ценностей.

·        В 16-18 лет – потребность в интимной дружбе, построении личных отношений: в этом возрасте особенно важно найти друга, который будет понимать его (спортсмена) цели, поддерживать его в их достижении. И если партнер в работе на тренировках и есть тот друг, с которым они взаимно поддерживают друг друга в своих стремлениях, то нагрузки преодолеваются намного легче,  работать становится интереснее.

Далее приведены одни из наиболее удобных и эффективных приемов по подаче материала и организации занятий в каждой возрастной группе.

При занятиях со спортсменами 10-12 летрекомендуется на каждой тренировке делать акцент на изучении (закреплении) нового четко определенного материала. Теоретические и практические занятия проводить со всей группой вместе, ставить одну задачу для решения ее всей группой. Подача самого материала должна быть наглядной и краткой, хороший вариант – фотографии.

При занятиях со спортсменами 13-15 летрекомендуется как можно чаще (каждую тренировку) рассказывать им об известных скалолазах, случаях из их спортивной и личной жизни. Рекомендуется проводить параллели, находить сходства в стиле лазания, способностях, физических и психических качествах и пр., у «спортсменов-идеалов» и занимающихся. Наиболее удобный вариант предоставления информации о великих спортсменах: вывешивать на стену спортивного зала распечатки  их интервью и фотографий на время занятия, просматривать перед тренировками вместе со спортсменами или выдавать им на дом записи лазания известных спортсменов. Если у вас есть сайт вашей секции или группа на сайте «Вконтакте», активно посещаемая спортсменами, эти же материалы можно публиковать там.

При занятиях со спортсменами 16-18 летрекомендуется больше внимания уделять установлению дружеских отношений в команде. Чаще задавать спортсменам вопросы о них самих и их товарищах по команде: их способностях, качествах, предпочтениях относительно скалолазания и т.д., и находить сходства между спортсменами.

Подводя итог, тренерам можно порекомендовать следующее:

1)    какую-то часть своего общения со спортсменами уделять развитию их мотивации;

2)    при работе со спортсменами следует учитывать специфику возраста, в котором они находятся, так как каждому возрасту присущи свои наиболее важные социальные потребности;

Данные рекомендации применимы не только в скалолазании, но и в любом другом виде  спорта

Joomla SEF URLs by Artio