Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка

Игра–путешествие

Русская народная сказка – отражение русских традиций

Басманова Галина Петровна


Для обучающихся начальной школы

Цель: адаптация обучающихся средствами игровых технологий.

Задачи:

  • знакомство с русскими народными традициями и их отражением в русских народных сказках;
  • расширение кругозора учащихся; развитие монологической и диалогической речи, воображения;
  • формирование навыков анализа сказки, характеристики героев; публичного выступления;
  • воспитание толерантного отношения к русской культуре через знакомство с народной сказкой и традициями.

Оборудование:

1. Закладки, карточки с текстами сказок, репродукция картины В.М. Васнецова «Ковер-самолет», изображение ковра-самолета, листы формата А 4, мелки, разноцветные фломастеры, сочиненные сказки.

2. Презентация «Русские обычаи и традиции».

Дополнительная подготовка: заранее прочитать русские народные сказки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Мы отправимся в сказочное путешествие, чтобы познакомиться с традициями и обычаями русского народа и с тем, как они отражаются в русских народных сказках.

В сказку попасть не так просто. Для этого нам понадобится «пропуск». Это волшебные вещи, которые помогут нам в трудной ситуации.

Задание:

-нарисуйте понравившийся вам сказочный предмет и расскажите о нем.

Вспомним правила нашей группы (правило 5-ти «Не»).

-не критикуй

-не оценивай

-не перебивай

-не осуждай

-не советуй

Добавим еще несколько правил:

-не отвлекайся

-не говори с места

Для путешествия мы используем ковер-самолет. На нем любили передвигаться сказочные герои. Знаменитый русский художник В.М. Васнецов на своей картине «Ковер-самолет» изобразил такого героя. Он нам поможет не потеряться в путешествии. Итак, в добрый путь.

Первая остановка – «Разминка»

Мы должны проверить нашу готовность ко всяким неожиданностям и разогреться. Перед вами звуки и слоги, постараемся чисто произнести их.

Са – со – су – сы

Ке – ки – кя – кы

А – о – у – ы

Зэ – зе – зю – зи

Ке – Ки – кя – кы

Ау – ао – аы – ура

-Какое слово мы можем прочитать сверху вниз? Итак, сказка будет сопровождать нас все наше путешествие.

Вторая остановка «Обычаи и традиции»

Дальше мы отправляемся путешествовать во времени, окажемся в XVII веке и познакомимся с некоторыми русскими обычаями и традициями.

Задание:

-внимательно следить за материалом, который будет вам представлен, запомнить обычаи и традиции, чтобы затем находить этот материал в сказках и ответить на вопросы, которые я вам задам.

(Презентация «Русские обычаи и традиции»)

Вопросы к презентации:

-В какой книге были прописаны правила ведения хозяйства?

-Из чего строились крестьянские избы и царские дворцы?

-На какие две половины был разделен дом?

-На чем спали в древней Руси?

-Как цвет сарафана свидетельствовал о возрасте? (красный – молодые, пёстрый – женщины среднего возраста, синий – пожилого возраста).

-Какие семейные праздники праздновались на Руси?

-Какие развлечения вы можете назвать?

Отправляемся дальше.

Третья остановка «Знатоки сказок»

(Сказочная викторина)

Вы должны ответить на вопросы сказочной викторины. Если группа не сможет ответить, то придется пожертвовать одним из волшебных предметов.

Вопросы викторины:

С кем встречался Колобок во время своего путешествия?

(С зайцем, волком, медведем, лисой)

Почему мела и скребла бабушка, чтобы испечь пирожок?

(По сусекам[1]поскребла, по амбару[2]помела)

Кто тянул Репку?

(Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка)

Почему Жучка, Кошка и Мышка помогали дедке?

(Потому что они жили рядом, по соседству)

Кто разбил золотое яичко?

(Мышка)

Кто успокоил Деда и Бабку? Почему она это сделала?

(Курочка Ряба. Она хотела, чтобы они жили счастливо, без проблем)

Назовите волшебную рыбу из русских народных сказок?

(Щука)

На чем ездил Емеля

(На печи)

Молодцы! Вы хорошо справились с поставленной задачей. Вы готовы размяться, немного подвигаться, так как мы приблизились к остановке «Динамическая сказка «Репка».

Задание:

Будьте все очень внимательными, не пропустите свои слова и движения, иначе застрянем на этой остановке. (Ребята надевают костюмы, готовятся к выступлению)

Четвертая остановка «Динамическая сказка «Репка»

(Показ динамической сказки)

Все ли довольны своим выступлением? Мне очень понравились ваши костюмы. Кто хочет рассказать, как они изготавливались?

(Рассказ об изготовлении костюмов)

(Рассказ о репе, показ овоща)

История репы

Репу по праву можно назвать прародительницей овощных культур, которые росли   на Руси.

До появления картофеля репа была одним из основных овощей на столах народов всей Европы. Например, французы до сих пор высоко ценят белую репу. А на Руси репка являлась не только героиней народных сказок, а наряду с хлебом служила главным продуктом питания.

Ее история длится уже не менее шести тысяч лет. О годах, неурожайных на репу, в летописи XI-XIII веков сообщалось как о страшных событиях, наряду со стихийными бедствиями и войнами.

Однако ни один народ так не ценил репу, как русские, – не случайно она считается исконно русским овощем. До XIX века репа играла на Руси ту же роль, что теперь картофель. Сеяли ее по всей Руси. Участки, на которых она сеялась, называли репищами.

Репа – очень неприхотливая и урожайная культура, прекрасно длительно хранится. Она не покидала стол русского человека практически круглый год. Причем и богатые, и бедные ежедневно включали ее в свое меню.

На Руси с репой было связано много обычаев, поверий, пословиц, поговорок. «В землю крошки, а из земли лепешки», «Хороша девка, как мытая репка», «На спине не репу сеять», – говорили наши предки по разным бытовым поводам.

А уж сказок про репку и не счесть. В одной из них сказывали так: «Была репа важная, дивилась старуха кажная: одним днем кругом не обойдешь. У той репы половину мы с семьей целую неделю ели, а другую половину – другую неделю; корку на воз навалили, да кобылу надсадили и телегу обломили. Вот какая была мудрость недавно утресь!» (Была репа важная, удивлялась старуха каждая: за один день кругом не обойдешь. Половину той репы мы с семьей целую неделю ели, а другую половину – другую неделю. Корку репы на воз навалили, но кобылу перегрузили и телегу сломали.) Ну, а сказку о дедовой репке знает каждый.

До наших дней дошло выражение «дешевле пареной репы», употребляемое в том случае, когда хотят подчеркнуть дешевизну чего-либо.

С тех пор как картофель прочно занял господствующее положение на полях России, «зеленая лепешка», как раньше называли репу, постепенно утратила свои позиции. Что очень обидно, ведь репа обладает многими очень полезными свойствами.

По вкусу вяленая репа напоминает сухофрукты, но своим ароматом превосходит многие из них. Именно репа  служила основным средством, спасавшим крестьянских детей от рахита, заболеваний костей, крови и т. д., поскольку редкий овощ сравнится с репой (ее листьями) по содержанию кальция.

Русичи, например, чего только не делали из репы: и масло выжимали, и квас настаивали, и солили, и вялили, и кашу варили.

Вопросы к рассказу о репе

-Как назывался основной овощ, который ели на Руси до картофеля?

-Сколько лет длится история репы?

-Какими полезными свойствами обладает репа?

-Какие блюда на Руси готовили из репки?

Пятая остановка «Сказочная карусель»

(Анализ отрывков из сказок. Работа в парах.)

(Отрывки напечатаны на листках, ребята подходят, выбирают текст, работают в парах: читают сказку вслух, отвечают на вопросы к ней)

Встретилась колобку лиса и говорит ему:

-Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем! А колобок ей в ответ:

-Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! Я от зайца ушёл, от волка ушёл, от медведя ушёл, а от тебя, лиса, и подавно уйду!

А лиса и говорит:

-Ах, как славно ты поёшь! Да вот, плохо я слышать стала. Сядь ко мне на нос, да расскажи ещё разок!

Колобок обрадовался, что его послушали, прыгнул лисе на нос и запел:

-Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён!..

Но не успел он допеть, как лиса подбросила его носом, пасть раскрыла да и проглотила.

(«Колобок»)

Вопросы:

-Из какой сказки данный отрывок?

-Назовите героев сказки.

-Что делала бабка, чтобы испечь Колобок?

-Какими были Колобок и Лиса?

Почему Колобок оказался в такой ситуации?

Жил-был мужичок в крайней избе на селе, что стояла подле самого леса. А в лесу жил медведь и, что ни осень, заготовлял себе жильё, берлогу, и залегал в неё с осени на всю зиму; лежал да лапу сосал. Мужичок же весну, лето и осень работал, а зимой щи и кашу ел да квасом запивал. Вот и позавидовал ему медведь, пришёл к нему и говорит:

­ Соседушка, давай-ка станем вместе работать! Я тебе помощником буду, а ты со мной урожай поделишь.

­Ну ладно, давай! - сказал мужик.

Вопросы:

-Из какой сказки данный отрывок?

-Назовите героев сказки.

-Где жили Мужичок и Медведь?

-Чем занимался Мужичок?

-Что делал Медведь?

-Почему Медведь пришел к Мужичку?

-О чем договорились Медведь и Мужичок?

– Ладно, – говорит мужик, – завтра приходи, станем боронить и сеять репу. Только уговор лучше денег. Давай наперёд положим, как урожай соберём, что кому брать: всё ли поровну, всё ли пополам или кому вершки, а кому корешки?

– Мне вершки, – сказал медведь.

– Ну ладно, – согласился мужик, – твои вершки, а мои корешки.

Как сказано, так сделано: пашню на другой день заборонили, посеяли репу и сызнова заборонили.

Пришла осень, настала пора репу собирать. Снарядились наши товарищи, пришли на поле, повытаскивали, повыбрали репу: видимо-невидимо её. («Вершки и корешки»

Вопросы:

-Из какой сказки данный отрывок?

-Назовите героев сказки.

-Что они сеяли?

-Что выбрал себе Медведь?

-Нарушил ли Мужик договор?

-Каким предстает перед нами Медведь?

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка.

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, зайчик-побегайчик.

– Я, лисичка-сестричка.

– А ты кто?

– А я волчок-серый бочок.

– Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

(«Теремок»)

Вопросы:

-Из какой сказки данный отрывок?

-Назовите героев сказки.

-Кто первым поселился в теремке?

-Почему герои приглашали всех к себе жить в теремок?

-Кто разрушил теремок?

-Как поступили герои сказки, когда медведь разрушил теремок?

Жили-были дедушка, бабушка да внучка Машенька.

Собралась однажды Машенька с подружками в лес – по грибы да по ягоды.

– Дедушка, бабушка, – говорит Машенька, – отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

– Иди, только смотри от подружек не отставай – не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. («Машенька и Медведь»)

Вопросы:

-Из какой сказки данный отрывок?

-Назовите героев сказки.

-Зачем Машенька собралась в лес?

-Что ей наказывали дедушка и бабушка?

-Почему заблудилась Машенька?

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: «Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..» А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

– Ага, – говорит, – теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказываетникуда без него из избушки не выходить. («Машенька и Медведь»)

Вопросы:

-Из какой сказки данный отрывок?

-Назовите героев сказки.

-Почему Машенька попала в избушку к Медведю?

-Что должна была делать девочка у Медведя?

-Почему Медведь наказывал ей никуда из избушки не выходить?

Обобщающие вопросы:

-Много ли герои сказок трудятся?

-Почему найденный в поле теремок долго не простоял?

-Будут ли счастливы герои сказки «Теремок» в своем новом жилище?

-Чему учат нас русские народные сказки?

Шестая остановка: «Авторская»

(Представление сказок, сочиненных ребятами)

Дракон

Жил-был Дракон.

Однажды у него случилась неприятность: на него напали пираты, чтобы захватить золото, которое он защищал. Дракон решил не отдавать золота и выпустил струю огня. Пираты спрятались за камнями. А Дракон был голодный, и огня у него не хватало. Осмелевшие пираты сами взялись за огненные стрелы. Дракон взлетел, чтобы в него не попали.

Он приземлился на другом конце поля, но жадные пираты не отступали, а упорно шли за ним.

Храбрый Дракон быстро подкрепился запасами еды, которые у него были заготовлены заранее, и отразил новое нападение врагов огненным дыханием.

Пираты испугались, побежали, погрузились на корабль и уплыли без золота.

А непобедимый Дракон жил долго и счастливо и охранял свои сокровища.

Гарик, ученик 2 класса

Бабочка и Эльф

Жила-была Бабочка. Она была очень красивая: разноцветная, яркая, незабываемая. А другие бабочки не были такими красивыми и завидовали ей.

Однажды Бабочка отправилась летать с цветка на цветок, заблудилась и попала в сказочную страну.

Она была поражена – там было сказочно красиво. Перед ней лежали прозрачные озера, разноцветные луга с яркими спелыми ягодами.

Вдруг Бабочка увидела маленьких эльфов. Эльфы были совсем как люди, только с крылышками.

Одна девочка-эльф подошла к Бабочке и спросила:

-Ты откуда?

Бабочка ответила:

-Я жила в Цветочной стране, но потерялась и неожиданно попала сюда.

Девочка-эльф предложила:

-Давай я отведу тебя к нашему главному эльфу Принцу.

Принц поразился красоте чужестранки, влюбился и превратил ее в прекрасную девушку-эльфа.

Они сыграли свадьбу и жили долго и счастливо.

Сапият, ученица 3 класса

Маленькое Деревце

Жило-было одно маленькое Деревце и долго не росло.

Однажды пришел к нему мальчик Миша, увидел, какое оно маленькое, хилое, пожалел его, обкопал и полил.

Так он приходил несколько дней, подкармливал и поливал Деревце. И случилось чудо. Деревце стало расти не по дням, а по часам и выросло большое-пребольшое.

В благодарность за доброту мальчика Дерево вырастило на себе огромные и очень вкусные плоды и подарило их Мише.

Миша поделился плодами со всей своей родней, и сам съел немного, и тоже стал расти не по дням, а по часам. Вырос сильным, большим и рядом с Деревом построил дом.

Дерево защищало дом от всех неприятностей, а Миша женился и жил  со своей семьей рядом с деревом долго и счастливо.

Арман, ученица 2 класса

Волшебная борода

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь.

Он был очень таинственный. Из-за этого носил длинный предлинный плащ и длинными и широкими рукавами. В его царстве ни у кого такого не было.

А еще у него росла длинная пышная борода. Каждый день он ее бережно расчесывал, так как каждый волосок в ней был волшебным. Однажды пришел к Царю Нищий и говорит:

-У нас в деревне не хватает еды, воды, мы голодаем вот уже целый месяц.

Царь начал думать, как им помочь.

Ночью, лежа в своей роскошной кровати, он вспомнил, что борода у него волшебная и выдернул один драгоценный волосок, прочитал про себя заклинание и громко сказал:

-Пусть во всем моем царстве будет вода и много еды.

Волосок поплыл по воздуху, закрутился и исчез.

На следующее утро произошло чудо. Во всем царстве был праздник, столы ломились от обилия кушаний, воды и вина. Народ целого царства был счастлив.

И я там была, мед, пиво пила, вокруг рта текло, а в рот не попадало.

Аминат, ученица 7 класса

Седьмая остановка «Концовка»

Обратная связь

-Нарисуйте свои впечатления от нашего путешествия, что больше всего вам понравилось и запомнилось, поделитесь своими наблюдениями.

Это далеко не все сказочные станции, которые существуют в волшебной стране. И сегодня они нам не говорят: «Прощай». Они лишь тихонько шепчут: «До свидания». Ведь как только вы откроете книгу с любыми сказками, будь то сказки русские или зарубежные, народные или авторские, вас снова подхватит ковер-самолет и унесет в далёкую волшебную страну, где животные и вещи умеют говорить, где есть много удивительных предметов, которые так хочется иметь сейчас, где существуют рядом простые люди и волшебники, где Добро всегда побеждает Зло, в ту страну, где живет Детство!!!



[1] Сусек - место для хранения зерна.

[2] Амбар - помещение для хранения сельскохозяйственных продуктов.

Joomla SEF URLs by Artio