Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 Развитие сети школьных лесничеств Ульяновской области  как базы для

экологического образования, природоохранной и просветительской работы

с детьми и подростками

Емелина Лидия Григорьевна,

заведующая методическим отделом

ГБОУ ДОД Областная станция юных натуралистов, г. Ульяновск

 

 
   

Введение

В настоящее время, в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, модернизацией системы образования в России, на первый план вышло определение стратегии и тактики развития эколого-биологического образования, природоохранной деятельности, трудового воспитания.

Одной из форм подготовки подрастающего поколения к труду,  воспитания бережного отношения к природе, формирования  у учащихся навыков  рационального природопользования являются школьные лесничества - трудовые объединения учащихся, организованные на базе общеобразовательных учреждений и предприятий лесного хозяйства. В рамках Года человека труда, объявленного в 2014 г в Ульяновской области, вопросам трудового воспитания детей и подростков уделяется особое внимание.

В школьных лесничествах созданы все условия для  воспитания профессионального отношения детей и молодежи к лесу, природным богатствам, для повышения мотивации учащихся к выбору специальностей эколого-биологического и лесотехнического направлений. Они являются эффективной формой экологического образования, в них реализуется принцип соединения образования с плодотворным, творческим трудом.

Актуальность проекта по развитию сети школьных лесничеств связана с приоритетом проблем, возникающих в системе «человек – общество – природа» и относящихся к глобальным проблемам человечества. Известно, что одной из причин возникновения экологических проблем является потребительское отношение к природе, низкий уровень экологической культуры населения. Улучшение экологической ситуации будет зависеть от формирования экологически зрелой личности, обладающей экологическим сознанием и экологической культурой. Говоря словами русского писателя Леонида Леонова: «Создавать творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращивать самый лес!».

 

Цель Проекта:

активизация совместной деятельности образовательных учреждений и учреждений лесного хозяйства, подведомственных Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сфере дополнительного лесохозяйственного образования и решения вопросов экологического просвещения, трудового воспитания и профориентации обучающихся.

 

Задачи Проекта:

-   реализация концепции непрерывного экологического образования школьников;

- воспитание экологической культуры школьников в интересах устойчивого развития региона;

- совершенствование исследовательской и практической природоохранной работы в школьных лесничествах, направленной на изучение вопросов рационального лесопользования и сохранение лесных экосистем;

-  стимулирование совместной работы образовательных учреждений и учреждений лесного хозяйства в создании условий, обеспечивающих высокую конкурентоспособность  выпускника школьного лесничества при поступлении в профильные учебные заведения;

- выявление, обобщение и распространение инновационного опыта совместной работы коллективов образовательных учреждений и учреждений лесного хозяйства по организации и содержанию деятельности школьных лесничеств в новых социально-экономических условиях;

-  пропаганда школьных лесничеств как формы экологического образования подрастающего поколения, средства ранней профессиональной ориентации школьников;

- оказание практической помощи лесхозам в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов, рационального использования лесных богатств, содействие работникам лесного хозяйства в проведении мероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных рубок и других лесонарушений;

-  создание системы повышения квалификации руководителей школьных лесничеств.

 

Описание проекта

Школьные лесничества возникли в 60-е годы ХХ столетия и получили широкое развитие как одна из форм трудового воспитания детей. Первые школьные лесничества образовались на базе юннатских кружков, «зелёных» и «голубых» патрулей, лесоводческих звеньев. В них реализовывался принцип соединения обучения с производительным трудом.

В Ульяновской области первые школьные лесничества были созданы в 1968 году. К 1969 году в области работало 29 школьных лесничеств, в которых занимались 1570 обучающихся. Наибольшее количество школьных лесничеств - 77 работало в области в 1974 году. В 90-х годах в стране и области складываются объективные условия для вовлечения подростков в экологическую деятельность. Смещение приоритетов в  экономике области, как и  страны в целом, негативно сказалось на развитии школьных лесничеств.  К 2000 году количество школьных лесничеств сократилось до 11.

С изменением требований к уровню экологического образования и менталитета самих учащихся, содержание работы школьных лесничеств стало нуждаться в качественном преобразовании. Если в 70-80 е годы трудовое воспитание было важнейшей задачей школьных лесничеств, а практические лесохозяйственные мероприятия составляли основу их работы, то на сегодняшний день на первый план выходит экологическое воспитание обучающихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, подготовка к выбору профессии. При этом традиционная форма работы – обучение, как выполнение учащимися исследовательских и опытнических работ, оказывается весьма перспективной. В творческом процессе исследований эколого-биологической и лесоводческой направленности школьники учатся бережному отношению к лесу как к сложно устроенной экосистеме. Кроме того, у обучающихся развиваются такие качества, как наблюдательность и логическое мышление. Проектная деятельность, учебно-исследовательская и эколого-просветительская работа вызывает у школьников значительно больший интерес и, поэтому, гораздо эффективнее влияет на формирование экологического мышления и выбор профессии.

 

Новизна проекта заключается в   межведомственном взаимодействии учреждений Министерства образования и науки, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в целях совершенствования  деятельности школьных лесничеств, организации сетевого взаимодействия школьных лесничеств с целью формирования  единого открытого образовательного пространства.

 

Текущее состояние и результаты работы по проекту

В соответствии с поручением Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области Сергея Морозова  № 490-ПЧ от 28.09.2012г. «О развитии и восстановлении сети школьных лесничеств в Ульяновской области»  Министерство образования Ульяновской области и Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области начали работу  по активизации деятельности существующих школьных лесничеств и созданию новых во всех муниципальных образованиях области.

Совместно со специалистами государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Областная станция юных натуралистов, основоположником движения школьных лесничеств в Ульяновской области, был разработан проект программы развития сети школьных лесничеств,   призванный  качественно улучшить нормативно-правовую и материально-техническую  базу для организации обучения и производительного труда. В штат областной станции юных натуралистов было введено 8 ставок педагогов дополнительного образования - руководителей школьных лесничеств, в составе методического отдела была выделена ставка методиста по работе со школьными лесничествами. В  2011-12 г. в области вновь созданы 8 школьных лесничеств.

Руководителям вновь созданных  школьных лесничеств  специалистами областной станции юных натуралистов оказана помощь  в разработке нормативно-правовой и методической документации, необходимой для работы школьного лесничества, проведены семинары по обмену опытом работы успешно работающих педагогов "Школьные лесничества в условиях модернизации образования",  «Школьное лесничество – дорога в профессию», «Организация исследовательской деятельности старшеклассников», «Школьное лесничество, как средство повышения эффективности экологического образования» и др. Особое место, в работе с начинающими руководителями было отведено разработке образовательных программ, планированию работы лесничества, проведению  на их базе исследовательской и опытнической работы. С этой целью методической службой областной станции юных натуралистов были разработаны и опубликованы методические пособия: «Изучение лесной растительности. Методические рекомендации» (ЧаевцеваЛ.Г.,2011.), «Методические рекомендации по проектированию этноэкологических троп» (Абдрахманова Ш.М., 2011.), «Экологическая тропа: от идеи до воплощения», (Чаевцева Л.Г.,2012.), «Методики проведения опытнических и исследовательских работ в школьном лесничестве» (Бучарова Т.Г.,2012.), «Организация проектной деятельности учащихся» (Емелина Л.Г.,2012.), «Методические рекомендации к разработке образовательных программ» (Емелина Л.Г.,2012.) «Организация работы школьного лесничества как формы открытого дополнительного образования детей» (авт.-сост. Л.Г.Чаевцева, под ред. С.Ю.Прохоровой. – Ульяновск:УИПКПРО, 2013.).Опыт по организации работы школьных лесничеств был обобщён  в журнале «Директор сельской школы» в № 1, 2013 года.

В учреждении разработана и реализуется целевая программа «Планета трудовых объединений школьников», где особое место отводится работе школьных лесничеств.  Программой предусмотрена планомерная работа по координации деятельности школьных лесничеств области, прописаны механизмы осуществления образовательного процесса на их базе, приведён план мероприятий.

В соответствии с программой  юные лесоводы ежегодно принимают участие в конкурсах юных исследователей окружающей среды, областном юниорском лесном конкурсе «Подрост», научной эколого-биологической олимпиаде для обучающихся учреждений дополнительного образования детей, конкурсе проектов «Летопись добрых дел по сохранению природы», творческих конкурсах «Спасём лес от пожара!», «Зеркало природы», «Экофото», природоохранных акциях «Первоцвет», «День Земли», «День воды», «Покорми зимующих птиц», «Посади дерево!», «Больше кислорода!» и др. С целью изучения природы своего родного края  ежегодно члены школьных лесничеств принимают участие в работе  летних профильных палаточных лагерей, организуемых в уникальных природных комплексах, где ребята приобретают навыки исследования природных объектов, осваивают новые методики, учатся систематизировать, анализировать результаты своих исследований, грамотно  оформлять исследовательские работы. Результаты  исследовательских работ и проектов  старшеклассники представляют на   конкурсных мероприятиях различного уровня. Есть опыт участия юных лесоводов в международных  научно -  практических, краеведческих конференциях, конкурсах. За последние три года юные лесоводы  семь раз становились  победителями и призёрами всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» (за сохранение и бережное отношение к лесным богатствам) и лауреатами премии Президента РФ в рамках национального проекта «Образование». Дважды команды школьных лесничеств достойно представляли Ульяновскую область на всероссийском слете школьных лесничеств (г.Казань - 2012г., г.Красноярск - 2013 г.). В 2011-13 г. 42 выпускника школьных лесничеств поступили в  профильные учебные заведения.

На основании федеральной программы развития движения школьных лесничеств (приказ Федерального агентства лесного хозяйства №145 от 16 апреля 2012 года), в 2012 году была разработана Межведомственная программа развития школьных лесничеств Ульяновской области «Расти, Симбирский лес!» на 2013 – 2015 годы,  объединившая усилия Министерства образования Ульяновской области, Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, подведомственных организаций в целях координации  деятельности, совершенствования  работы школьных лесничеств.

 Как результат, в последние годы наметилась тенденция к восстановлению и развитию школьных лесничеств.

 В настоящее время в области работают 20 школьных лесничеств в 17 муниципальных образованиях  (Приложение 1), в которых занято 420 обучающихся – членов школьных лесничеств. За ними закреплено 5960 га лесных угодий.   Юные лесоводы являются активными помощниками  специалистов лесхозов, работая по самым разным направлениям.   Они принимают участие в посадках леса,   уходе  за  питомниками, очистке посадок от валежника. Ежегодно участвуют в сборе семян древесных культур, (шишек  хвойных пород, желудей), сборе лекарственных растений;  изготавливают и развешивают  искусственные гнёзда и кормушки, огораживают  муравейники. (Приложение  2)

Под руководством юных лесников коллективы образовательных учреждений участвуют в трудовых десантах и природоохранных операциях.  Ведётся работа над Красной книгой своей местности, ребята активно включаются в работу по выявлению и изучению особо охраняемых территорий в своих муниципальных образованиях, занимаются их  благоустройством.

Членами школьных лесничеств ведётся экологическая работа с младшими школьниками, они проводят с ребятами экологические игры, викторины, праздники, воспитывая в малышах уважительное отношение к природе, чувство гордости за богатую и щедрую родную землю, желание беречь её сокровища.

Коллективы школьных лесничеств нередко выступают инициаторами многих общешкольных мероприятий, посвящённых охране природы и жизни леса: походы, экскурсии, конкурсы, выставки, праздники: «Лесная школа», «Неделя леса», «День птиц», «День Земли», «День воды» и т.д. Ведётся большая просветительская работа среди местного населения: выпускаются листовки и плакаты природоохранного содержания, организуются выступления агитбригад, проводятся социологические опросы по отношению жителей к экологическим проблемам. Деятельность школьных лесничеств широко освещается в средствах массовой информации.

Руководители школьных лесничеств работают по авторским образовательным программам, разработанным в соответствии с современными  требованиями к образованию, с учётом новейших достижений науки, широким использованием современных технологий. Кроме образовательных программ каждый руководитель имеет программу развития школьного лесничества.

На базе школ, имеющих школьные лесничества, начали создаваться школьные музеи леса. В 2012 году музей леса  Старосахчинской  средней школы им. Героя Советского Союза В.А. Маркелова Мелекесского района приобрёл официальный статус (школьное лесничество  «Гринпис», рук. Ильдимиркина Т.В.,), в 2013 году начал свою работу музей леса в Сенгилеевской средней школе №1 (школьное лесничество «Волжане», рук. Калачёва Г.Е.). В  Чирикеевской основной школе Майнского района (школьное лесничество «Зелёная Миля», рук. Ярославская Л.Ф.),  Труслейской основной школе Инзенского района (школьное лесничество «Кленок», рук. Семагина Н,В.),   Русскоюрткульской средней школе Старомайнского района (школьное лесничество «Forestdoc», рук. Гафурова Н.В.),  Славкинской средней школе Николаевского района (школьное лесничество «Берёзка», рук. Цыпляева И.А.) созданы кабинеты леса.   В ряде образовательных учреждений имеются уголки леса, оформленные плакатами, наглядным оборудованием. В школах, где школьные лесничества работают на протяжении нескольких десятков лет, в школьных музеях собраны исторические сведения  об истоках их создания и развития, о заслуженных работниках лесного хозяйства, об интересных событиях из жизни школьных лесничеств (Приложение 3).  Имеется дендропарк с большим видовым многообразием деревьев и кустарников как средней полосы, так и  интродуцентов, успешно акклиматизированных в нашей области, в Русскоюрткульской средней школе (школьное лесничество «Forestdoc», рук. Гафурова Н.В.).             

Участвуя в практических природоохранных проектах, юные лесоводы разрабатывают  экологические маршруты по уникальным природным комплексам своего родного края: в Троицко-Сунгурском школьном лесничестве «Сосенка» совместно со специалистами лесхоза создана экологическая тропа «В тайничках Сунгурского леса», в Тумкинском школьном лесничестве «Лесной дозор» разработан эколого-краеведческий  путеводитель «Умонь-ки, дорога в прошлое», которые ребята успешно представили на всероссийском уровне.

 

Перспективы работы по Проекту:

-       совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы по организации работы школьных лесничеств, разработка новых и обновление содержания имеющихся образовательных программ и  методических пособий с широким использованием современных технологий: развитие дистанционных форм обучения,  разработка электронных пособий;

-     разработка программ по предпрофильной подготовке  для членов школьных лесничеств, учащихся 9-11 классов, предусматривающих широкое привлечение специалистов лесхозов к проведению занятий со старшеклассниками;

-   в целях активизации исследовательской деятельности членов школьных лесничеств летом 2014 г. специалистами Областной станции юных натуралистов совместно с руководителями школьных лесничеств планируется провести областной профильный палаточный лагерь «Лесная школа», где ребята будут осваивать методики исследований в природе по направлениям: лесоводство и лесоведение, экология, ботаника, зоология, гидробиология и др.;

-       создание на базе школьных лесничеств музеев леса;

-   тесное сотрудничество Областной станции юных натуралистов с учреждениями и организациями, заинтересованными в улучшении качества экологического образования детей и подростков Ульяновской области;

-     привлечение потенциала научных работников высших учебных заведений к участию в конкурсах и проектах, проводимых в рамках межведомственной программы развития школьных лесничеств Ульяновской области «Расти, Симбирский лес!»

-     в связи с тем, что 2014 год объявлен Годом человека труда в Ульяновской области, рекомендовать руководителям школьных лесничеств в течение года организовывать и проводить встречи  и праздничные мероприятия с участием заслуженных работников лесного хозяйства, экскурсии на предприятия лесного хозяйства,  с широким освещением подобных мероприятий в СМИ;

-    выйти с предложениями в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов  рассмотреть вопрос о поднятии престижности обучения на базе школьных лесничеств с выдачей соответствующего документа так, как с 2015  года при поступлении в вузы будут учитываться портфолио выпускников; 

-       оказывать содействие в повышении профессиональной компетентности руководителей школьных  лесничеств через систему обучающих семинаров, конференций, конкурсов различного уровня.

 

Практическая значимость Проекта:

-       переход на новый  уровень работы школьных лесничеств;

-      совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы по организации деятельности школьных лесничеств;

- формирование экологического сознания, активизация природоохранной и лесохозяйственной деятельности членов школьных лесничеств, профессиональное самоопределение подростков;

-  сохранение и укрепление здоровья детей, включение их в социально-значимый производительный труд, в проектную, исследовательскую и опытническую деятельность;

-       развитие у учащихся навыков пропагандисткой работы;

-    развитие у школьников  творческой инициативы и  социальной активности в работе, направленной на улучшение состояния природной среды.

 

Выводы

Планомерная работа с руководителями и членами школьных лесничеств, осуществляемая в тесном сотрудничестве учреждений Министерства образования и науки, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области дает свои результаты: количество лесничеств в области неуклонно растёт, что положительно сказывается на качестве экологического образования детей и подростков, их социализации, профессиональной ориентации. 

 

Приложение 1

 

Сведения о школьных лесничествах Ульяновской области 2013 г.

 

№ п/п

Наименование школьного лесничества

Образовательное учреждение,

на базе которого создано школьное лесничество,

руководитель школьного лесничества

1

 «Forestdoc» (Лесной доктор)

МОУ Русскоюрткульская СОШ, Старомайнский район,

 рук. Гафурова Н.В.

2

«Кленок»

МОУ Труслейская СОШ, Инзенский район,

рук. Семагина Н.В.

3

«Берёзка»

МОУ Славкинская СОШ, Николаевский район,

 рук. Цыпляева И.А.

4

«Земляничка»

МОУ СОШ р.п. им. В.И. Ленина,  Барышский район,  рук. Черпакова О.В.

5

«Юные лесоводы»

МКОУ Шалкинская СОШ, Павловский район,

рук. Корочкина Н.И.

6

«Лесовик»

МОУ Павловская  СОШ  №2,р.п.Павловка, Платкина Ю.А.

7

«ЛОМ»

МБОУ Старокулаткинская СОШ №2, р.п.Старая Кулатка,  рук. Файзуллина Х.Р.

8

«Лесной дозор»

МОУ Тумкинская СОШ,Тереньгульский район, рук. Кочкалева И.В.

9

«Волжане»

МОУ СОШ  №1 г.Сенгилея, рук. Калачева Г.Е.

 

10

«Лесовички»

МОУ СОШ с. Лава, Сурский район, рук.  Крыш Г.К.

 

11

«Сосенка»

МКОУ Троицко-Сунгурская СОШ, Новоспасский район, рук. Талалова С.В.

12

«Гринпис»

МОУ СОШ с.Старая Сахча, Мелекесский район,

рук. Ильдимиркина Т.В.

13

«Зелёные десантники»

МОУ Дмитриевская СОШ, Радищевский район,

рук. Николаева Г.Г.

14

«Подрост»

МОУ Вешкаймская СОШ №2 р.п. Вешкайма,

рук. Елисеева Л.И.

15

«Берёзка»

МОУ Кузоватовская СОШ № 1, р.п. Кузоватово,

рук. Малянова Т.Н.

16

«Лесовички»

МОУ ДОД Станция юных натуралистов, г.Димитровград, рук. Лифанова Н.Н.

17

«Дубравушка»

ОГКОУ Майнский детский дом «Орбита»,р.п. Майна, рук. Бурматина Г.А.

18

«Зелёная миля»

МОУ Чирикеевская СОШ, Майнский район, 

рук. Ярославская Л.Ф.

19

«Друзья леса»

МБОУ Карсунская СОШ, р.п. Карсун,

рук. Бакшеев А.Н.

20

«Лесовичок»  

МОУ Чуфаровская СОШ, Вешкаймский район,

рук. Ширшова К.В.

 

                        

Приложение 2          

                                  

СПРАВКА

о работе школьных лесничеств муниципальных образовательных учреждений

Ульяновской области в 2013 г.

 

Количество лесничеств в области – 20

Кол-во членов школьного лесничества - 420

Площадь государственного лесного фонда, закрепленного за лесничествами – 5960 га

 

Перечень работ, выполненных членами школьных лесничеств:

1. Лесохозяйственная работа:

            посажено леса -    24,5 га

            проведен уход за лесом -  89,2 га

            заложено питомников -   13,4га

            проведен уход за питомником – 13,8 га

            высажено деревьев и кустарников для озеленения- 4500 шт.

            собрано шишек хвойных пород- 740 кг

            собрано семян деревьев и кустарников -  415кг

            изготовлено кормушек-  554  шт.

            изготовлено искусственных  гнездовий- 630 шт.

            учтено и взято под охрану муравейников- 150 шт.

            расселено муравейников-39 шт.

            заготовлено кормов для зимней подкормки птиц, зверей -750 кг

            собрано лекарственных растений- 70,5 кг

            заготовлено сена – 2,5 т

            облесено оврагов – 0,3 га

заложено полезащитных полос – 0,1га

2. Опытническая и исследовательская работа:

            количество проведенных опытов- 124

            количество музеев природы- 2

            количество кабинетов леса- 3

            создано дендрологических участков – 10

             школьных заказников - 1

            экологических троп - 12

            организовано практикумов по лесоводству - 370

3. Работают по круглогодичному плану - 20

 

                                                                                             

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio