Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Правовая игра «Приморский правовед»

 

Копылова Ирина Михайловна

 

педагог дополнительного образования ГБОУ школы №580

 

Приморского района Санкт-Петербурга

 

Пояснительная записка

 

                                      Игра – выверенный веками, народным опытом,

                                      социально-культурными нормами общества фактор

социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития  культуры всего общества.

                                                                                           С.А.Шмаков

 

Правовая компетентность вырабатывается в социальной практике путем действий в реальной обстановке или в смоделированных учебных ситуациях. В нашем объединении «Живое право» учащиеся не только получают систематические знания о праве и государстве, но и осваивают практические навыки, необходимые каждому человеку для жизни в современном обществе. Одним из способов практико-ориентированного обучения является игра.

Ценность игры состоит в том, что в ней используются различные активные и интерактивные методы, позволяющие решить комплексные задачи по формированию у участников умений и навыков, применению их в нестандартных ситуациях, тогда, когда требуется самостоятельность, творчество.

Игра позволяет участнику сформировать свое рефлексивное отношение к происходящему, формирует готовность к самореализации, мотивацию к достижению, обеспечивает взаимодействие всех участников игры с ориентацией на результат.

Игра «Приморский правовед» решает следующие задачи:

§  Формирование у участников целостной системы правовых знаний и соответствующих этим знаниям практико-ориентированных и актуальных для гражданина России умений и навыков.

§  Освоение практических навыков общения, публичного выступления.

§  Организация практической деятельности участников, способствующей накоплению позитивного опыта применения правовых знаний в моделируемых ситуациях и в реальной жизни. Опыта правомерного и социально-активного поведения по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина.

§  Развитие творческого потенциала участников, умения применять знания и решать стандартные задачи на практике.

§  Развитие коммуникативных умений и навыков, актуальных для адаптации в социуме

§  Формирование способности и желания участвовать в жизни гражданского общества, самостоятельности и ответственности.

§  Создание условий для понимания участниками игры социальной ценности прав человека. 

§  Становления у них уважения к правам других людей, позитивных нравственно-правовых ориентиров и установок.

Форма проведения.

Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Количество команд – 4, в каждой команде – 5 человек.

Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов. Возраст участников – 15 – 16 лет.

Условия для проведения:

§  Наличие помещения – класс или актовый зал;

§  жюри;

§  оборудование;

§  источники;

§  задания

Оборудование, оформление

1.     Флаг Российской Федерации

2.     Компьютер

3.     Медиапроектор

4.     Экран

5.     Конституция РФ.

6.     ПОПС-формула на доске

7.     Таблица подведения итогов на доске

8.     Карточки с №№ для проведения жребия для проведения викторины

9.     Задание «Юридические задачи» на столе участников

10.                       Секундомер.

Ход проведения мероприятия:

Время игры – 60 мин.

Описание хода игры

1. Введение. – 2 мин.

Ведущий:

Каждый человек обладает достоинством. Принципы прав человека были выработаны в качестве средства обеспечения надлежащего и равноправного соблюдения достоинства каждого лица, т.е. обеспечения возможностей для личности всесторонне развиваться и проявлять такие человеческие качества, как разум, талант и сознание, а также удовлетворять свои духовные и иные потребности.

Права человека дают нам возможность уважать друг друга и сосуществовать друг с другом. Иными словами, они являются не просто правами, которые необходимо соблюдать, но и правами, соблюдение которых необходимо требовать от других. Права, применимые к вам, применимы и к другим.

Нарушение прав человека и основных свобод является не только личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков и порождает насилие и конфликты с обществами и государствами и между ними.

Сегодня мы проводим игру «Приморский правовед», посвященную правам человека и гражданина.

Работа будет проходить по группам. Каждая группа выполнит два вида заданий. Ответы на вопросы игры, проблемное задание – решение юридической задачи. Раздаточный материал находится на столах команд.

Максимальное количество баллов – 29. Результаты будут фиксироваться в таблице, которая находится на доске.

Желаю всем успешной игры.

2. Правовая игра «Приморский правовед» - 24 мин. (Презентация)

Викторина проводится с использованием медиапроектора и экрана. Каждая группа путем жребия выбирает №№ вопросов. За правильный ответ группа получает жетон стоимостью 1 балл (максимальное количество баллов – 4).

 

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

1

2

3

4

5

6

7

8

 

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

1.1. Какие права называются политическими?

1.2. Какие права называют гражданскими?

1.3. Какие права называют социально-экономическими?

1.4. Что такое дееспособность?

1.5. Что такое гражданство?

1.6. Что такое деликтоспособность?

1.7. Что такое правоспособность?

1.8. Что такое референдум?

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

2.1. Праву человека на жизнь противоречит:

1)дорожно-транспортное происшествие;

2)смертная казнь;

3)недостаток пищи;

4)отсутствие работы.

2.2. Что в Конституции РФ названо высшей ценностью?

2.3. С какого возраста гражданину РФ принадлежат основные права и свободы?

2.4. Назовите не менее трёх  видов прав, ранее не входивших в советские и российские конституции

2.5. Что является в РФ высшим непосредственным выражением власти народа?

2.6. Выделите права и свободы граждан, которые не подлежат ограничению во время ЧП?

1.     Право на жизнь;

2.     Право на труд;

3.     Право на жилище;

4.     Свобода передвижения;

5.     Право на забастовку.

2.7. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?

2.8. Как называется международный документ о правах ребенка?

ОТВЕТЫ

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

1.1. Политические права обеспечивают возможность участвовать в управлении государством и оказывать влияние на политику государства с целью защиты своих интересов

1.2. Гражданские права обеспечивают свободу личности, защиту личности от вмешательства государства в личную жизнь, проявление и развитие индивидуальности

1.3. Социально-экономические права обеспечивают возможность участвовать в хозяйственной деятельности для обеспечения материального благосостояния и социальную защиту граждан со стороны государства

1.4. Дееспособность – это способность гражданина самостоятельно в полном объёме осуществлять свои права и обязанности

1.5. Гражданство – это устойчивая правовая связь между гражданином и государством

1.6 Деликтоспособность - способность гражданина самостоятельно нести ответственность за совершенное правонарушение

1.7. Правоспособность - способность гражданина иметь права и обязанности

1.8. Референдум – всенародное голосование по важным вопросам и принятию решений

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

2.1. Праву человека на жизнь противоречит смертная казнь

2.2. В Конституции РФ высшей ценностью назван человек, его права и свободы

2.3 Гражданину РФ принадлежат основные права и свободы принадлежат с рождения

2.4. В советские и российские конституции не входили: право на жизнь, право на труд, право на частную собственность, свобода передвижения, свобода выбора места жительства

2.5 Высшим непосредственным выражением власти народа в РФ являются выборы и референдум

2.6 Права и свободы граждан, которые не подлежат ограничению во время ЧП:

1.     Право на жизнь;

2.     Право на труд;

3.     Право на жилище.

2.7 Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года

2.8 Международный документ о правах ребёнка называется «Конвенция о правах ребёнка»

3. Решение юридических задач - 10 мин.

Решите юридические задачи

(при ответе  использовать ПОПС-формулу и статьи Конституции РФ)

1 группа

vДва подростка взорвали на реке Ижора толовую шашку и после взрыва стали собирать рыбу. Были задержаны. При составлении акта один из подростков заявил, что река – общенародное достояние, и каждый гражданин может использовать ее в своих интересах.

Вопросы:

1.     В чем проявляется непонимание подростком своих прав и обязанностей?

2.     Какая конституционная обязанность была нарушена подростками?

3.     В чем проявляется взаимосвязь прав и обязанностей человека.

2 группа

v   Гражданка Кротова отказала в материальной помощи своей матери на основании того, что она «не устроила ей свадьбы».

Вопросы:

1.     Правилен ли отказ дочери в материальной помощи матери?

2.     Какая конституционная обязанность была нарушена гражданкой Кротовой?

3.     В чем проявляется взаимосвязь прав и обязанностей человека.

3 группа

v   В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей.

Вопросы:

1.Какие права были нарушены учеником?

2.Как связано пользование правами и выполнение обязанностей?

3.В каких ситуациях и кем чаще всего нарушаются наши права?

4 группа

v   Учитель отобрал и прочитал вслух записку, переданную одним школьником другому.

Вопросы:

1.Какие права были нарушены учителем?

2.  Как связано пользование правами и выполнение обязанностей?

3.В каких ситуациях и кем чаще всего нарушаются наши права?

4. Выступления от групп – 14 мин.

От каждой группы выступает один участник, время выступления – 3 мин.  Максимальное количество баллов – 10.

Комментарий ведущего – 2 мин. (30 сек на каждую группу)

Критерии оценивания ответа:

1.     Правильно названы права и обязанности – 2 балла;

2.     Правильно названы статьи Конституции РФ – 2 балла;

3.     Ответ аргументирован, приведены примеры – 4 балла;

4.     Ответ структурирован по ПОПС – формуле – 2 балла.

5. Подведение итогов – 10 мин.

В таблице на доске зафиксированы баллы, полученные командами. Между командами рапределяются места, в соответствии с набранными баллами. Команда-победитель награждается Дипломом Iстепени, команды, занявшие 2 и 3 место, награждаются Дипломами IIи IIIстепени, каждый учащийся получает Сертификат участника.

Joomla SEF URLs by Artio