Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 
Учебно-методическое пособие

Музыкальные способности

Косьяненко Юлия Александровна
 
                                      Введение
           Данное учебно-методическое пособие по культурологии (презентация Microsoft Power Point) предназначено для преподавателей и обучающихся на музыкальных отделениях Детских школ искусств и Центров творческого развития в качестве дополнения к учебнику для лучшего усвоения учебного материала, для использования в спецкурсах по Музыкальной психологии и методике преподавания музыкальных дисциплин. УМП содержит систематизированную, обоснованно отобранную с педагогической и научно-практической точки зрения информацию по изучаемому предмету. Пособие, помимо этого,  рекомендовано при изучении темы «Способности» по социологии  для преподавателей других специальностей.
Целью его является  формирование представлений о музыкальных способностях и творческом потенциале в музыкальном творчестве и исполнительском искусстве. Пособие внимательно рассматривает основные положения и мнения о музыкальных способностях деятелей культуры, композиторов, теоретиков музыкального искусства. Основные задачи учебно-методического пособия:
  • Исследовать и четко представлять основные взгляды исследователей музыкальных способностей и музыкальной психологии.
  • Ясно представлять особенности иерархию музыкальных способностей, причины и истоки их формирования.
  • Сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности, умения формулировать и аргументировать собственную точку зрения, самостоятельно работать с источниками и литературы.
  • Развить умение отстаивать свою точку зрения и представление о сложных психологических и социальных явлениях, свойственным творчеству, в том числе, музыкальному.
  • Способствовать воспитанию интереса к изучению музыкального искусства, способностей и творческого потенциала творческих работников и преподавателей в сфере музыкального искусства.
  • Поддерживать и развивать творческую инициативу обучающихся.
  • Изучить литературу психолого-педагогического и методического направления по проблеме исследования.

     
                                              Предисловие
 
 Под специальными способностями понимают систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких положительных результатов в каком-либо виде деятельности или специальной области знаний и умений, например, в литературе,  изобразительном искусстве, на сцене театра, в музыке.
К специальным способностям следует отнести способности практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.
Не всякая деятельность развивает способности личности. Это означает, что   способности представляются шире выполняемой деятельности, поскольку они содержат в себе потенцию новой деятельности. С другой стороны, реальная деятельность оказывается шире способностей, необходимых для конкретного ее вида.
Изучению музыкальных способностей посвятили себя многие из зарубежных и отечественных ученых и музыкальных деятелей, мнении е и представления которых представлены в УМП в виде диаграмм, схем и графиков, т. е, в удобном и наглядном виде.
Это представление о музыкальных способностях по взглядам великого русского композитора Н. Римского – Корсакова – одни из самых ранних в изучении проблемы, западных исследователей – Карла Сишора, российских: Б. Теплова, Н. Ветлугиной , Ю. Цагарели и других. Особое внимание уделяется анализу музыкального слуха – главному составляющему музыкальных способностей.
 
                   Музыкальные способности
 
                            «Основной признак музыкальности – переживание   
    музыки, как выражение некоторого содержания…           
Чем  человек больше «слышит в звуках»,
тем он более    музыкален.
          Музыкальное переживание по самому существу
    своему эмоциональное переживание, и иначе как
    эмоциональным путем нельзя понять содержание
    музыки.
Способность эмоциональной отзывчивости     
    на  музыку должна составлять поэтому                       
 как бы центр музыкальности».
                           Б.М. Теплов   «Психология музыкальных способностей»
 
 
Задатки – врожденные устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
Способности – индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления его деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у индивидума знаниям, умениям, навыкам.. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности, внутренним психическим регулятором, способствующим возможностью их приобретения.
Приоритет в экспериментальном исследовании в  способностей в России принадлежит  Б.М. Теплову.
"Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения". (Венгер Л.А., Мухина В.С.)
Способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и овладение знаниями, умениями, навыками.
Музыкальная одаренность — высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.
Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается но изначальному смыслу слова, — дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время нечто неуловимое заставляет нас почти безошибочно отделять одаренность от обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гете, «не делится на разум без остатка». Людей способных и даже очень способных — много, ну а одаренных — единицы.
Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть прежде всего творческая одаренность. Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если ее обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами…
В понятие музыкальной одарённости Б.Теплов включил не только специфические проявления психических свойств человека, но и общие качества личности, которые участвуют и в музыкальной, и в любой художественной деятельности: силу, богатство и инициативность воображения, сочетание в нем слуховых и зрительных образов; умение эмоционально погружаться в музыкальное произведение и концентрировать на нём все свои душевные силы; особенности внимания, воли, памяти; уровень знаний, жизненный опыт, духовную (интеллектуальную и эмоциональную) содержательность, чувство природы и «способность наблюдать её» и др.
Одной из существенных сторон музыкальной одаренности является музыкальность как способность, необходимая для любого вида музыкальной деятельности.  /Б.М. Теплов/,своеобразно отражающая творческое восприятие музыки /Ю.А. Цагарелли/.
              В состав музыкальной одаренности предположительно входят также артистичность и исполнительские /"технические" или психомоторные/ способности - к игре на инструменте /"инструментальные"/, дирижерские и вокальные.
              Развитие творческого потенциала рассматривается в педагогике как неотъемлемая часть процесса развития личности. Известный отечественный психолог В.В. Давыдов отмечает, что личностью является индивид, обладающий определенным потенциалом. То есть, творческое развитие есть высшее направление в  развитии человека в целом.
Ученые считают, что процесс развития творческого потенциала должен строиться с учетом составляющих компонентов:
•     Интеллектуально – содержательный, характеризующий наличие  
       информации о содержании и структуре преобразовательной 
       деятельности,  владение приемами и способами 
       преобразовательной деятельности;
•     Мотивационно – личностный, характеризующий наличие   
       потребностей в творческой деятельности;
•     Процессуально – деятельностный, характеризующий саму
       деятельность
 
                                    
                                     
                                          Литература:

 
  1. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса.              
     М.: Издательский центр «Академия», 1996, 416 с.
  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. – 92 с.
  2. Анисимов В.П. Основы исследовательской деятельности педагога. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. –  102 с.
  3. Беляев И.А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей : опыт типологизации : автореф. дис. ... докт. филос. наук : защищена 16.02.2012 : утв. 18.10.2012 / И.А. Беляев. – Челябинск, 2012. – 55 с.
  4. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. -  М.: Педагогика, 1988. – С. 70, 136, 152, 162.
  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – В кн. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Музгиз, 1961. – С. 9-20.
  6. Генезис сенсорных способностей // Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1976. – С. 19 – 67.

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio