Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

Кравцова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования ГБОУ школа №403

Пушкинского района Санкт-Петербурга


Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Тема занятия

«Из истории Царскосельского Лицея»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Собрать, проанализировать, обобщить информацию об истории создания Императорского Лицея для разработки экскурсий, связанных с темой Лицея.

Развитие у учащихся навыков работы в парах, группах,

формирование

исследовательской культуры при подготовке заданий по теме, поиск информации в различных источниках, использование разнообразных информационных ресурсов, в том числе и Интернет-ресурсы

Коммуникативная составляющая: формирование умений вести диалог, быть вежливым, внимательным к мнению собеседника, уметь вести спор, отстаивать своё мнение.

Содержательная составляющая:

патриотическое воспитание:

воспитание у учащихся уважения и интереса к истории своей страны, её культуры.

Решаемые учебные проблемы

Умение создать на основе собранного материала презентацию, реферат, экскурсию, буклет; уметь презентовать полученный продукт аудитории

Вид используемых на уроке средств ИКТ

СD плейер, телевизор для просмотра видео, презентаций

Методическое назначение средств ИКТ

Визуализация материала, активизация познавательной деятельности учащихся

Образовательные технологии, используемые во время проведения занятия

Проектная технология, технология сотрудничества, ИКТ технологии

Образовательные интернет-ресурсы


Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12140/
© Shkolazhizni.ru http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,118651/

http://fcior.edu.ruwww.ict.edu.ru

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ЭТАП 1. Вхождение в тему занятия, постановка целей и создание условий для осознанного восприятия презентуемого материала

Организационный момент, формулировка целей и задач

Цель нашего занятия – заглянуть вглубь истории и понять истинные причины создания Императорского Лицея, задачи, поставленные перед ним.

(Просмотр фрагмента видеофильма из истории Лицея) . Беседа с учащимися. Когда был основан Лицей?

кем, первоначальные цели, что послужило причиной изменения программы Лицея.

Ответы учащихся:

Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей.

По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены.

Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года.

Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед». Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству.

Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года — 4 класса по полтора года).

Длительность этапа

15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Выступления учащихся со своими мини-экскурсиями и презентациями, посвящёнными отдельным этапам маршрута, как экологического, так и исторического

Функции/роль педагога на данном этапе

Организующая, направляющая, консультирующая

ЭТАП 2. Представление учащимися результатов исследовательской деятельности на проекте в форме коротких экскурсий, презентаций

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Учащиеся представляют результаты своих групповых исследований по истории Императорского Лицея на темы:

1 группа

1. Знаменитые лицеисты

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Все 30 знаменитых лицеистов первого выпуска (1811-1817 гг.) вошли в историю, все состоялись как личности.

С лицейского порога разошлись их пути: кто шагнул на капитанский мостик, кто стал военным, кто дипломатом, кто поэтом…

Одним из таких известных выпускников Лицея был князь А.М. Горчаков, блестящий политик и дипломат, внёсший значительный вклад в историю государства Российского.
1825 г. в стихотворении «19 октября» Пушкин пишет:

Увы, наш круг час от часу редеет;

Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет,

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему…

Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?..

«Торжествовать» пришлось Горчакову.

Горчаков Александр Михайлович (1798-1883) – светлейший князь (с 1871),

российский дипломат, канцлер (с 1867). С 1817 состоял на дипломатической службе, в 1856-82 был министром иностранных дел. Участник создания «Союза трех императоров». Обеспечил нейтралитет европейских держав в русско-турецкой войне 1877-78. Сторонник реформ. Что интересно, в 1814 г. в стихотворении «Князю А.М. Горчакову» 15-летний Пушкин фактически предсказал будущее князя и то, что он переживет всех лицеистов первого выпуска: Что должен я, скажи, в сей час

Желать от чиста сердца другу?

Глубоку ль старость, милый князь,

Детей, любезную супругу,

Или богатства, громких дней,

Крестов, алмазных звезд, честей?..

Участники группы представили свои находки, продемонстрировали презентацию на тему исследования.

2 группа представила свои исследования и находки по теме

«А.С.Пушкин – выпускник Лицея, гордость и слава российской поэзии»

Юность поэта прошла в Петербурге. В 1811 году в Царском Селе открывался лицей – учебное заведение для юношей благородного происхождения. Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда учиться своего старшего сына. Он добился того, что Александр был записан среди 30 претендентов в кандидаты Лицея. Вступительный экзамен был назначен на август.

В роскошном зале дворца собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик Александр Пушкин отвечал быстро и уверенно.

- Какого французского писателя ты знаешь лучше всего? – был один из вопросов.

- Вольтера! – бойко ответил Александр. Все засмеялись. Но в свои 12 лет он действительно любил и знал Вольтера. Счастливый день! Экзамен сдан!

Годы учебы в лицее навсегда сохранились в душе поэта. В Лицее Пушкин нашел друзей, которые горячо полюбили поэта и оценили его талант. В своем развитии Пушкин опередил товарищей, много читал, помнил. При этом он не важничал. Пушкин уже в лицее был признан замечательным поэтом.

Пушкин полюбил величественный Петербург. Он восхищался этим городом и посвятил ему одно из стихотворений.

(Стихотворение “Люблю тебя, Петра творенье”.)

Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик – вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, ясные глаза.

Один из портретов Пушкина написан художником Тропининым. При первом же взгляде нас поражают духовное богатство и сила изображенного на портрете человека. Лицо Пушкина полно жизни.

Много раз Пушкин изображал себя сам. Сохранилось около 90 автопортретов. Он был отличным портретистом - графистом. Рисовал точно, верно, хорошо знал свое лицо.

У Пушкина очень много стихов посвящено и Царскому Селу, и Лицею, и друзьям-лицеистам. Однокашников он называет святое братство («Святому братству верен я»; Разлука, 1817). В своих стихах, в своих воспоминаниях Пушкин постоянно возвращается к Лицею: Волшебные места, где я живу душой, Леса, где я любил, где чувство развивалось, Где с первой юностью младенчество сливалось… (Царское Село, 1819) Царскосельский дух хранил лицеистов, но не всех уберег. В 1820 г. окончили путь земной – совсем юными! – лицеисты первого выпуска Н.А. Корсаков и С.Ф. Броглио. 19 октября – день открытия Лицея – постоянно отмечался лицеистами первого выпуска, Пушкин называет это «пленительной привычкой»! В 1836 г. некоторые лицеисты предлагали праздновать 25-летие Лицея совместно с лицеистами последующих выпусков. Против этого выступили Пушкин и М.Л. Яковлев: они считали, что лицеисты, выпускавшиеся после них, утратили вольный лицейский дух. В письме Яковлеву (9-15 октября 1836 г.) Пушкин пишет: «…Нечего для двадцатипятилетнего юбилея изменять старинные обычаи лицея. Это было бы худое предзнаменование. Сказано, что и последний лицеист один будет праздновать 19 октября. Об этом не худо напомнить».


Длительность этапа

40 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Проведение учащимися самостоятельно готовых экскурсий по теме проекта, в ходе данной работы они выступают в роли экскурсоводов, представляющих тот или иной участок маршрута общей экскурсии

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

СD плейер, телевизор для просмотра видео, презентаций

Функции/роль педагога на данном этапе

Организующая, направляющая, консультирующая

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция. Работа с аудиторией.

Длительность этапа

20 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Учащиеся делятся впечатлениями от свой работы, оценивают работы своих одноклассников, задают вопросы, по результатам исследовательской работы планируется организовать проведение экскурсий по данным темам для гостей и кружковцев непосредственно у стен Лицея и в самом Императорском Лицее.

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

СD плейер, телевизор для просмотра видео, презентаций

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность 10 минут

этапа

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учащиеся заполнят листы самооценки деятельности, обсуждают результаты работы и планы продолжения и расширения проекта.

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

 

Joomla SEF URLs by Artio