Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Детская хоровая студия как пространство вторичной социализации и духовно-нравственного развития
личности ребенка

Выборнов Кирилл Юрьевич,
старший педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД Центр внешкольной работы
Центрального района Санкт-Петербурга;

Козырь Александра Игоревна,
аспирант, магистр социологии ФГБОУ ВПО
Санкт-Петербургский государственный университет
факультет социологии
кафедры социологии культуры и коммуникации

 

У многих подростков есть способности к саморазвитию и потребности в творческом самовыражении. Существуют определенные среды, которые, с точки зрения многих исследователей, поддерживают их в этом начинании. Такой тип сред, к которым можно отнести учреждения дополнительного образования детей, и, в частности, детские хоровые студии, позволяет детям и подросткам делиться идеями, обмениваться мыслями, получать поддержку и критику, вырабатывает общие досуговые практики и вкусовые предпочтения.

Пространство хоровой студии помогает каждому новому ребенку, приходящему в коллектив, найти себе единомышленников, друзей; научиться общаться с детьми разных возрастов и социальных слоев и с помощью педагогов выявить свои скрытые и реальные возможности, свой талант. Благодаря совместному труду и творчеству, а также межличностному общению детей возникает ситуация разностороннего самовыражения ребенка.

Хоровая студия – это, прежде всего, творческий коллектив, который существует под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. И только единый дух всего коллектива, стремление к новым свершениям и неподдельное творческое воодушевление могут способствовать развитию и творческому росту коллектива. Но, для того, чтобы коллектив существовал, нужно с самого раннего возраста воспитывать в обучающихся духовно-нравственные качества. В хоре воспитание личности  происходит через коллектив, так как хоровое пение это коллективное творчество.

Нравственное воспитание в хоре должно происходить благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям в процессе различной деятельности. Воспитывать необходимо не только музыкой, но и  проводя беседы на жизненно насущные темы, обсуждения положительных и отрицательных поступков детей, ознакомление детей с нравственными нормами. Необходимо формировать гуманные отношения между детьми.

Роль дирижёра, как главного педагога и воспитателя, в хоре велика. «Каждый поющий в хоре должен устанавливать непрерывное общение с дирижером, видеть и понимать его указания, точно исполнять их». [2; 26] Так же необходимо сказать, что дирижёр должен быть не только хорошим музыкантом, но и чутким педагогом. Поскольку у всех детей разный уровень музыкальных способностей, очень важно, чтобы педагог не создавал у своих учеников негативного отношения к тем, кто поёт хуже, делая им постоянные замечания, а формировал у них чувство коллективизма, готовности прийти на помощь. Одним из подобных способов воспитания может быть практика, когда на занятии старшие и более опытные хористы садятся рядом с младшими. Как только ребенок приходит  в хор, ему сразу назначается «шеф» – старший хорист, который курирует его и помогает обосноваться в студии и влиться в коллектив. «Шеф» помогает младшему хористу и в процессе пения: учит работать с партитурой, следит  за нотами, указывая нужное место пальцем и правильно интонируя.

В наше время, когда духовные ценности вытесняются материальными, происходит искажение представлений о доброте, великодушии, справедливости, милосердии, гражданственности и патриотизме. Педагог должен на занятиях касаться таких понятий, как «скромность», «честность», «порядочность» и др. Зачастую, дети не могут дать  правильный ответ на вопрос, что значит скромный человек? У современных ребят размыты понятия о том, что такое хорошо, а что плохо, что нравственно, а что безнравственно.

Таким образом, важным является сформировать  у ребенка представление о самом себе, воспитывать в нём уверенность, умение анализировать свои и чужие поступки, чувства, мысли, научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, природе. Одним из важных нравственных качеств, необходимым для дальнейшего успешного формирования личности, является патриотизм. Быть патриотом это значит осознанно любить  свой город, край, Родину.

В этой связи мы определили для себя основные задачи работы педагогов хора по духовно–нравственному воспитанию детей:

· Воспитывать уважение к нравственным нормам морали.

· Пресекать различными способами безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

· Формировать в обучающихся чувство любви к Родине, в том числе и через правильно подобранный  репертуар.

· Способствовать развитию музыкальной культуры ребенка (посещение абонементных концертов, концертов с участием других коллективов). Прослушивание и просмотр аудио- и видео- записей народной, классической музыки.

· Прививать любовь к русскому языку через литературный текст хоровых произведений, обогащать словарный запас (чтение вслух и анализ текста). Учить выражать свои чувства и эмоции  во время исполнения (образное исполнение произведений).

· Воспитывать волю, ответственность и выносливость (участие в конкурсах, концертах).

· Прививать трудовые навыки (участие в субботниках, украшение класса к Новому году, помощь педагогу.

Среди перечисленных педагогических задач по духовно-нравственному

воспитанию была обозначена задача, состоящая в необходимости грамотного подбора репертуара для хорового коллектива, так как репертуар – это одна из главных составляющих успеха хора, его визитная карточка. И, несомненно, репертуар хора несет на себе огромную воспитательную нагрузку, способствующую всестороннему развитию обучающихся, включая в себя народные песни, образцы русской и западно-европейской классики, современную музыку, как советских и российский, так и западных композиторов.

Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в частности.  Знакомство с лучшими образцами вокально-хорового искусства обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого хориста, повышает музыкальную культуру детей, в значительной мере способствует их духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.

Ежегодно в студии проводится анкетирование детей и родителей с целью выявления степени удовлетворенности качеством образовательного процесса и результатов развития музыкальных и коммуникативных навыков детей.

По итогам последнего проведенного анкетного опроса среди обучающихся в детской хоровой студии «Преображение» были получены следующие результаты:

Все опрошенные обучающиеся указывают на то, что в студия является особым пространством, где формируется определенное сообщество, обладающее общими интересами и знаниями: в данном случае в качестве сообщества рассматривается детский хоровой коллектив и его педагоги, обладающие общим интересом к хоровому искусству, (хотя бы минимальными) знаниями о процессе воспроизведения хоровой музыки, знанием нотной грамоты, основами знаний о классической музыке и пр.

То, что коллектив студии можно рассматривать в качестве сообществ, доказывает существование и у хористов и у педагогов студии, ярко выраженной идентичности. Устойчивость этого сообщества доказывает, в частности, длительный стаж занятий большинства участников, насчитывающий более половины их жизни, а так же наличие механизмов межпоколенческой преемственности. Например, между старшими и младшими поколениями хористов существуют формальные и неформальные отношения шефства, о которых уже говорилось ранее. Также очень распространен механизм  семейной преемственности. Часто родители, которые привели одного из своих детей заниматься в студию и убедились в том, что ребенок получает в ней всестороннее развитие, приводят на занятия и второго ребенка.

Студия выступает пространством регулярных взаимодействий и коллективных действий: в данном случае это репетиции, выступления, гастроли и досуговые практики, оформляющие процесс обучения и осуществляемые регулярно.

Студия обладает определенным набором ресурсов, способствующих творческому и духовному развитию детей: в нашем случае это такие материальные ресурсы, как классы, специально оборудованные для занятий хоровой музыкой, музыкальные инструменты, репетиционные точки, а также доступ к определенному типу преподавательских услуг, общие дружеские связи, общие эмоциональные переживания, общий опыт, который формируется на протяжении многих лет обучения и сотрудничества, различные стратегии и тактики решения проблем (например, поиск денег для выступления на концертах и гастролях).

В студии  существует ярко выраженная асимметричная коммуникация между преподавателями и обучающимися, то есть коммуникация, предполагающая выраженные статусные отличия. Руководитель студии принимает роль формального, а зачастую и неформального лидера. Однако, участники анкетного опроса все же четко осознают разницу между относительно демократичной, свободной структурой студии, с одной стороны, и опрессивными общеобразовательными и музыкальными школами, с другой стороны, подчеркивая, что студия – это гораздо более свободное, творческое, гибкое, неофициальное пространство, чем школа.

Студия  характеризуется выраженной  экспрессивностью                       (эмоциональной насыщенностью) взаимодействий: в коллективе хоровой студии возникают тесные дружеские связи, отношения заботы и опеки. Занятия в студии прививают детям и подросткам ответственность перед коллективом.

Собранные данные демонстрируют, что одним из серьезнейших проступков, которые только может совершить хорист, и обучающиеся студии, и преподаватели считают ситуации, когда участник подводит коллектив, не появляется на концерте. Участие в концертах является бесспорным приоритетом для хористов, которые готовы ради коллектива пожертвовать своими личными интересами, развлечениями. Впрочем, наряду с дружескими отношениями в студии развиты и эмоционально нагруженные отношения конкуренции (например, за сольные партии, признание) и даже конфликтов. Однако многие хористы понимают, что конкуренция может выступать важным ресурсом развития коллектива, его движущей силой.

Важнейшим ресурсом прихода в студию являются друзья. Участники студии приводят на занятия своих друзей, а те – своих друзей.

Пространство студии стимулирует индивидуальное творчество и креативное самовыражение: занятия в студии выступают ресурсом личностного и духовно-нравственного развития детей. Можно выделить следующие элементы этого развития:

ü развитие профессиональных навыков: расширяется голосовой диапазон, развивается слух, певческое дыхание, улучшается интонирование;

ü формирование коммуникативной компетентности и расширение круга социальных связей: завязывается дружба, вырабатывается чувство ответственности, умение принимать решения (контроль друг за другом во время пения, ответственность перед коллективом во время выступлений и гастролей);

ü рост географической и социокультурной мобильности (возможность посмотреть другие города и страны);

ü для некоторых хористов студия осознается как стартовая площадка в профессиональной карьере, в дальнейшей профессиональной реализации в сфере музыки. После окончания студии они продолжают свою музыкальную деятельность, но на более высоком профессиональном уровне.

Это вполне доказывает, что пространство детских хоровых студий играет роль социализационного агента и одновременно является ресурсом для духовно-нравственного развития детей.

 

Литература:

1. Фадеева А.П. Развитие творческих способностей детей и подростков в образовательной среде учреждения дополнительного образования. Среднее профессиональное образование. 2010.

2. Чесноков П. Г. Хор и управление им. - 3-е изд. - Москва, 1961.

3. Meusburger P. Milieus of Creativity: The role of places, environments and spatial contexts// Milieus of creativity: An interdisciplinary approach to spatiality of creativity / Ed. by P. Meusburger, J. Funke & E. Wunder. Dordrecht: Springer, 2009.

 

4. Guilford J.P. Creativity // American Psychologist. 1950. № 5. Pp. 444-454.

Joomla SEF URLs by Artio