Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

                 В культурно-досуговом учреждении, где дети осваивают изобразительную направленность деятельности, происходит процесс расширения, увеличения социальных связей ребенка с внешним миром. Cферы, в которых осуществляется социализация: общение, самосознание, деятельность. В педагогике и психологии современные взгляды обучения рассматривают каждого человека как личность. Гармоничных детей, с которыми легко и приятно работать, очень мало, но по мере занятий их становится все больше. Возможны варианты процесса обучения изобразительной деятельности:        -натурные штудии; -использование образцов изобразительной деятельности; -совокупность элементов изобразительного языка; -целостные единицы изобразительной деятельности. Первые двух случаях нарабатываются навыки и знания (репродуктивный характер), продуктивной деятельность становится в последних двух случаях. Внешние зрительные впечатления, внутренние импульсы к самовыражению, объекты культуры или образцы действий, и даже педагог с хорошей коммуникативной харизмой, не являются источником развития изобразительной деятельности и не могут быть основой обучения. В детском возрасте источником развития и основой обучения становится межличностное общение, взаимодействие, сотворчество. Это взаимодействие и рассматривается в качестве идеальной модели деятельности – благоприятного психологического климата коллектива. Умение говорить на языке искусства на ряду с устной, жестовой и письменной речью – является результатом творческой деятельности. Педагог используя программу занятий общение воспитанников делает системообразующим, в изучении изобразительного графического языка. Деятельность будет продуктивной при условии благоприятного климата в коллективе. Когда группа детей выпадает из под контроля педагога, наступает анархия в отношениях и в процессе обучения. Межличностные отношения учеников ухудшаются, чувство взаимопомощи отсутствует, и о коллективной деятельности не может быть и речи. С такой группой работать не возможно. Существуют различные методики для создания благоприятной атмосферы в детском коллективе. При правильном применении которых, меняются межличностные отношения детей, повышается авторитет преподавателя, деятельность становится продуктивной. Используемые техники выбираются в зависимости от возраста участников коллектива, ситуации, темы занятий. Рассмотрим структуру занятий. 1. Настрой на творчество. Подготовка к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Используются игры, двигательные и танцевальные упражнения. Такие техники «каракули», «закрытые глаза», «автографы», «эстафеты линий». Те техники при которых происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация. 2. Визуальные, аудиальные и кинестетические ощущение. Здесь можно использовать рисунок с элементы музыки, громкость звучания устанавливается с общего согласия. Необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих. 3. Индивидуальная изобразительная деятельность. При выборе изобразительных средств нужно учитывать состояние личности, ее потребности в маскировке травматических переживаний, желание контролировать эмоции. Обычно на первых занятиях участники стремятся работать знакомыми и привычными средствами. И только по мере преодоления психологической защиты начинают экспериментировать, становятся более экспрессивными. 4. Активизация вербальной и невербальной коммуникации. Здесь можно предложить каждому участнику показать свою работу и рассказать о тех мыслях и переживаниях, что возникли при создании данного произведения. Или сочинить историю про свой рисунок, рассказ можно начать словами «Жил-был, человек похожий на меня…» Такое начало облегчает вербализацию внутреннего состояния и усиливает эффект проекции и идентификации. Это помогает составить представление о внутреннем мире, о нем самом и отношениях с окружающими. 5. Коллективная работа в малых Участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли. 6. Заключительный этап, рефлексивный анализ. Учимся оценивать работы. Моменты спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, позволяет каждому пережить ситуацию успеха, что помогает приобретать положительный опыт, укрепляется чувство собственного достоинства. Занятия можно расширить чаепитием, поездками за город на природу – создание неформальной обстановки. Практика проведения таких занятий показывает, что для большего количества детей такие уроки очень много значат. Происходит положительная динамика формирования благоприятного психологического климата в коллективе. Заниматься с такими детьми – наслаждение и награда для преподавателя.       

Joomla SEF URLs by Artio