СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


«Формальное образование
поможет вам выжить.
Самообразование приведет вас к успеху»
Джим Рон

Когда речь заходит об обучении, то первое, что приходит в голову, – это педагогика. Однако в последнее время, все чаще говоря об обучении, мы подразумеваем образование взрослых. Исследования, проведенные Новелсом (Knowles), показали, что педагогические методы не эффективны в обучении данной категории «учащихся». В связи с этим, говоря об обучении взрослых, сегодня нередко можно услышать новое понятие – «андрагогика».

 

Сущность андрагогики как науки и её актуальность на данном этапе

 

Несмотря на то, что понятие «андрагогика» кажется нам малознакомым и новым, этому термину уже более 100 лет. Андрагогика (в переводе с греческого андрос - взрослый человек, мужчина; агогейн - вести, «ведение взрослого человека») – это наука, раскрывающая теоретические и практические аспекты обучения взрослого человека на протяжении всей жизни. Впервые этот термин был употреблен в 1833 году немецким ученым, историком А. Каппом. Андрагогика в широком понимании данного понятия – это наука о способах самореализации личности в течение всей жизни. Не секрет, что некоторые люди «находят себя» и раскрываются в молодом возрасте, а многим необходимо накопить опыт, знания и практические навыки для того, чтобы проявить себя в полной мере. Именно андрагогика приходит на помощь, помогая личностному росту человека и раскрывая его скрытый потенциал. «Non scholae sed vitae discimus» - «Не для школы, а для жизни мы учимся» - говорил Сенека. Современное информационное пространство настолько изменчиво, что если вы получали высшее образование 5 – 10 лет назад, то на сегодняшний день ваши знания могут быть устаревшими, и их обновление – это не только вопрос вашего личностного роста, а и степень успешной деятельности компании, в которой вы работаете. Современный человек не может себе позволить однажды получить образование, а затем 30 - 40 лет работать согласно готовой формуле. Следовательно, можно предположить, что именно за андрагогикой будущее образовательного процесса в целом. Уже сегодня на многих предприятиях созданы отделы по работе с персоналом, в задачи которых входит обучение и повышение квалификации сотрудников.

 

Основные положения в андрагогике

 

Принципы андрагогики отличаются от педагогических принципов обучения. В связи с этим, педагог, проработавший в системе школьного образования 20 – 30 лет и волею судеб попавший в среду обучения взрослых людей, должен основательно пересмотреть, устоявшиеся у него с опытом, способы и методы преподавания. Следует четко понимать, что для того чтобы успешно обучать уже готовых специалистов, мало просто хорошо владеть материалом, важно иметь внутреннюю харизму, быть безусловным авторитетом и лидером в группе, нести новые революционные идеи, притягивающие и удерживающие внимание аудитории. При этом важно знать некоторые принципы обучения взрослой аудитории, а именно:

I. Ведущей деятельностью является самостоятельное обучение. В контексте данного принципа на первое место в образовательном процессе выходят дистанционные образовательные проекты.

II. Первоочередной является совместная деятельность одногруппников между собой и с преподавателем. Данный принцип позволяет до начала и в момент обучения выделять приоритетные направления в получении знаний.

III. Обучение происходит с опорой на имеющийся жизненный опыт, практические умения и навыки. Данный принцип позволяет активно использовать имеющийся информационный багаж для надстройки новых знаний и является основополагающим в развитии творческих способностей обучающихся.

IV. Принцип корригирования устаревшего личностного опыта и консервативного подхода, стоящего на пути овладения новыми знаниями. Данное положение носит воспитательно – просветительский характер и помогает людям с устоявшимися стереотипами, не желающим идти в ногу со временем, приобрести мотивацию и потребность в обучении.

V. Принцип свободы в выборе целей, содержания, методов, сроков и места обучения. Только руководствуясь данным принципом можно способствовать развитию творческого потенциала взрослых «учеников».


You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio